Сюжеты

НЕОФИЦИАЛЬНОЕ ДОСЬЕ МОНОПОЛИСТА

Этот материал вышел в № 66 от 13 Сентября 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Еще со школьной скамьи нам всем известен закон природы, что если где-то какого-то вещества убудет, то в другом месте этого самого вещества обязательно прибудет. В годы реформ в России, как правило, «вещество» в нашей стране убывало, а за...


       


       Еще со школьной скамьи нам всем известен закон природы, что если где-то какого-то вещества убудет, то в другом месте этого самого вещества обязательно прибудет.
       В годы реформ в России, как правило, «вещество» в нашей стране убывало, а за границей это «вещество» прибывало. И относится это далеко не только к десяткам миллиардов долларов, но и к таким прозаическим вещам, как железнодорожная цистерна.
       Цистерна, конечно, не совсем обычная, а дефицитная, специально приспособленная для перевозки весьма специфического груза – сжиженного газа. Вот этому необычному феномену исчезновения из России таких цистерн и посвящено наше расследование.
       Перед тем как ответить на этот вопрос, немного информации о том, что же представляет собой этот сжиженный газ.
       Когда на нефтяных месторождениях добывают нефть, то вместе с ней на свет божий появляется и так называемый попутный (нефтяной) газ (ПНГ). Неслучайно пласты, в которых находится в недрах нефть, называются нефтегазоносными.
       ПНГ является ценнейшим нефтехимическим и энергетическим сырьем. Из него вырабатываются легкие углеводороды и бытовые сжиженные газы.
       Не будем говорить о промышленной переработке, а вот в целом по стране сжиженным газом газифицировано около 13,5 млн квартир, из которых 7,8 млн расположено в сельской местности. Примерно 60 млн человек без этого газа не могут ни обед приготовить, ни чайник вскипятить.
       Сегодня Федеральное унитарное предприятие по закупке, транспортировке и реализации сжиженных нефтяных газов ФГУП «СГ-Транс» является монопольным поставщиком сжиженного газа населению. Предприятия, производящие сжиженный газ, отгружают его в соответствии с балансовыми заданиями «СГ-Транса» по цене 1050 рублей за тонну. В то же время в регионах этот же самый газ продается населению уже за 6 — 10 тысяч рублей. Выходит, цена возрастает в 7 — 9 раз. Получается, что возить сжиженный газ и быть посредником значительно выгоднее, чем его производить.
       
       «СГ-Транс» было образовано в 1959 году для перевозки 27 наименований специальных газохимических грузов и для обеспечения конкурентоспособности на внешнем и внутренних рынках готовых продуктов, получаемых в результате комплексной переработки сырья. Первоначально оно входило структурным подразделением в состав Министерства газовой промышленности СССР, а затем, вплоть до 1992 года, в состав РАО «Газпром».
       Это государственное предприятие обслуживало до пятидесяти крупных химических и нефтехимических комбинатов страны, которые сегодня входят в основном в систему АК «СИБУР» и ОАО «Газпром».
       Удельная доля транспортной работы «СГ-Транса» в 2000 году по поставкам сжиженных нефтяных газов для нужд населения и коммунально-бытовых потребителей составляет только 948,8 тыс. тонн в год, или 18,8 процента от общей транспортной работы по перевозкам этих газов в России и на экспорт.
       Более 80 процентов объемов перевозок «СГ-Транса» — это технологические перевозки между заводами.
       В настоящее время «СГ-Транс» располагает 19,3 тысячи специализированных железнодорожных газовых цистерн, перевозящих 5038 тыс. тонн различных грузов по железной дороге.
       Но этого государственному предприятию мало, наверное, справиться не может с такими объемами, и оно создает новые подконтрольные себе посреднические организации. Это влечет за собой увеличение затрат на сбыт газовой продукции. Ведется бесконтрольная передача подвижного состава, производственных и финансовых активов на ООО «СГ-Транс перевозчик» и другие структуры. Обратите внимание, «СГ-Транс» — федеральное государственное унитарное предприятие, т.е. 100 процентов его капитала принадлежат государству, а «СГ-Транс перевозчик» — общество с ограниченной ответственностью, т.е. полностью частная лавочка. Как говорится, «почувствуйте разницу» в карманах.
       Более того, руководство «СГ-Транса» ведет неприкрытую политику подрыва экономической безопасности страны, снижающую ее конкурентоспособность на внешних рынках российских производителей сжиженных нефтяных газов по контракту с фирмой «Шеврон» (США). «СГ-Транс» обеспечивает для нее поставки на экспорт 1200 тыс. тонн продукции ежегодно.
       Эти экспортные поставки производятся из Казахстана, Узбекистана и Туркмении. Именно сюда «СГ-Транс» сплавляет самый современный подвижной состав, т.е. газовые цистерны с объемом котла 73,5 кубометра. Они в 1,36 раза эффективнее основного парка цистерн с объемом котла 54 кубометра.
       Более того, «СГ-Транс» ведет подготовку к началу строительства на территории Астраханской области ремонтно-испытательного пункта для обслуживания цистерн, работающих в Казахстане.
       Чем же вызвана столь большая любовь «СГ-Транс» к Казахстану? Казахстан в отличие от России своей таможенной пошлины на экспортируемый газ не ввел. В России она составляет 40 евро за тонну, или около 36 долларов.
       Поскольку «СГ-Транс» является не только перевозчиком сжиженных продуктов, но одновременно покупает его у производителей и реализует за рубежом, то, чтобы вывезти газ из Казахстана, например в Иран, надо 1000 километров проехать в одну сторону и столько же обратно. Получается 2000 километров. При этом на каждой тонне только за счет неуплаты таможенных пошлин фирма имеет те самые 36 долларов прибыли, поскольку цена на сжиженный газ на мировом рынке не зависит от места его производства и таможенных пошлин.
       Для того чтобы возить российский газ с Урала, надо проехать 2600 километров, а с Тобольского нефтехимического комбината и того больше – 3400 километров, и притом только в одну сторону.
       Вот и возит «СГ-Транс» казахстанский газ «шевроновского розлива» в Иран, Закавказье и даже в Польшу. Помните цифру 1200 тыс. тонн в год. Умножаем на 36 долларов и имеем 43,2 млн долларов, или почти 1,3 млрд руб., которые ежегодно оседают в компании, и столько же недополучает федеральный бюджет за счет таможенных пошлин.
       Все объясняется исключительной коммерческой выгодой. Компания, созданная изначально как государственное унитарное предприятие, то есть в интересах государства, и предназначенное для обслуживания других компаний, сегодня успешно извлекает прибыль и обслуживает интересы в основном своих руководителей. Сложившиеся конкретные интересы «СГ-Транса» по перевозкам только бытовых сжиженных газов и жидких грузов для стран СНГ и дальнего зарубежья и расширение сферы сбытовой деятельности сжиженных нефтяных газов и других продуктов переработки привели к ситуации, когда начиная с 1994 года предприятие не приобретало новых газовых цистерн для замены выбывающих из эксплуатации.
       Фактически «СГ-Транс» не инвестировало в основные фонды, которые обеспечивают его главную деятельность, ни одного рубля уже в течение 7 лет. Зато компания активно участвует во всевозможных газопроводных консорциумах и других выгодных проектах, например в строительстве Приморского газового терминала.
       О какой проблеме 2003 года, когда начнется массовое выбытие оборудования из-за его изношенности, можно говорить при таком отношении к делу. Судите сами, наиболее мощные 73-кубометровые цистерны составляют сегодня только 34 процента подвижного состава предприятия.
       В то же время постоянно более трети подвижного состава (более 7 тысяч цистерн) простаивают, находясь на ежегодном ремонте котловой части в железнодорожных депо. Ремонт стоит 27 тысяч рублей. При нормальной организации дела цистерна должна пройти до планового ремонта 150 тыс. километров. При нормальной загрузке подвижного состава и организации перевозок в ремонте должны находиться только 10 процентов цистерн.
       Быть может, не нужен сегодня России большой парк газовых цистерн? Однако в настоящее время в стране не удовлетворен спрос внутреннего рынка в сжиженных газах не только в качестве химического сырья, но и альтернативного моторного топлива. Автомобильный транспорт общего пользования в наиболее крупных городах переводится сегодня на экологически чистый сжиженный газ.
       Что касается населения, то в 1988 году для удовлетворения его потребностей в расчете на одну семью поставлялось 196 кг сжиженного газа в год, а в 2000 году этот показатель снизился более чем в 2,5 раза и составил всего 76 кг в год. Реальные же потребности среднестатистической российской семьи (из трех с половиной человек) – 203 кг в год.
       Вопреки фантастическим сверхприбылям, получаемым предприятием, «СГ-Транс» постоянно наращивает стоимость транспортных услуг по предоставлению цистерн в аренду для нефтехимических предприятий. С 1999 года она возросла в 1,6 раза.
       Наконец настало время задать главный вопрос. «СГ-Транс» — государственное предприятие — входило с начала 90-х в систему Министерства топливной и энергетической промышленности, а теперь — в структуру Министерства энергетики. Вопрос: куда же смотрит руководство этих облеченных властью ведомств? А смотрит оно именно на «СГ-Транс», но только под совсем другим углом зрения. В разное время этими государственными ведомствами заведовали Н. Калюжный, ныне заместитель министра иностранных дел, занимающийся в том числе и Казахстаном, и А. Гаврин.
       По удивительному совпадению сын Н. Калюжного руководит «СГ-Трансом», а молодой родственник А. Гаврина, 24 лет от роду, сразу стал заместителем начальника департамента оного государственного предприятия.
       Вероятно, именно для трудоустройства многочисленных родственников руководителей топливного ведомства аппарат управления увеличился за последние без малого десять лет со 103 до 296 человек. Правда, десять лет назад «СГ-Транс» возил 14 млн тонн грузов в год, а теперь только 5,1.
       Но, как известно, у нас в России дело делом, а своя рубашка ближе к телу. Ну а что касается вещества, то оно действительно не исчезает.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera