Сюжеты

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ РЕАНИМАЦИИ

Этот материал вышел в № 66 от 13 Сентября 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

26 сентября 2001 года — начало возрождения Байкало-Амурской магистрали БАМ «закрыли» фактически сразу, даже толком не успев и открыть. В начале девяностых эта воспетая Иосифом Кобзоном и разрекламированная по законам социалистического...


26 сентября 2001 года — начало возрождения Байкало-Амурской магистрали
       
       БАМ «закрыли» фактически сразу, даже толком не успев и открыть. В начале девяностых эта воспетая Иосифом Кобзоном и разрекламированная по законам социалистического рынка трасса вдруг оказалась никому не нужной. Сразу же после почти полной готовности магистрали к эксплуатации объем грузоперевозок между Дальним Востоком и остальной Россией резко снизился. Вместо 20 миллионов тонн груза ежегодного объема сплошной пшик — всего 10—15% загрузки этого, так пока и несостоявшегося дублера Транссиба.
       Не обязательно быть доктором экономики, чтобы самому додуматься до простой мысли: такой БАМ железнодорожникам не нужен. Тем более что убытки МПС эта агонизирующая магистраль приносила кругленькие — до 2 миллиардов рублей в год.
       Одним словом, железнодорожникам стабильно работающая магистраль нужна была как воздух для задыхающегося больного. В противном случае... Задохнуться бы, конечно, не задохнулись, но проблемы у отрасли могли возникнуть серьезные. Да и глупо было бы идти на поводу у неурядиц, если огромные и неисчерпаемые на десятилетия объемы грузоперевозок и сегодня лежат под ногами, прямо в зоне БАМа.
       Дело в том, что в пределах этой территории геологами разведано множество привлекательных для инвесторов объектов, среди которых: Удоканское месторождение меди, Чинейское комплексное месторождение с уникальными по составу железными рудами и полиметаллами, Апсатское месторождение угля, Эльгинское месторождение коксующихся углей, Куранахское месторождение золота. Сроки окупаемости затрат на освоение этих месторождений не превышают десяти лет.
       С началом разработки этих кладовых жители зоны БАМа автоматически получают работу, местные бюджеты — налоги, регионы — стабильность. Разумеется, не остается внакладе и МПС. Известно, что рост благосостояния железных дорог и железнодорожников прямо пропорционален объемам грузоперевозок.
       В 1997 году правительство возложило на МПС роль координатора экономического развития в зоне Байкало-Амурской магистрали. Уже в 1999 году началась активная подготовка к освоению Чинейского месторождения. Железнодорожники не остались в стороне от этого процесса, а наоборот, влезли в этот проект основательно. МПС приобрело 25% акций «Забайкалстальинвеста» — владельца лицензии на разработку. Пока горняки разрабатывали проект горно-обогатительного комбината, МПС начало вести от станции Новая Чара до Чины железную дорогу.
       Очень тяжелой оказалась дорога к богатствам Чины. Ничего подобного не строил никто и никогда. Даже умудренные жизнью эксперты сомневались в возможности прокладки железной дороги в этих гиблых местах.
       Выход из такой беспредельно сложной ситуации был один — строить. Над 67 километрами трассы, по мерзлоте, болотам, скалам и ущельям, пришлось попотеть. Вместо запланированных первоначально 15 миллионов кубометров скальных пород на все земполотно только на 300 метров железнодорожной насыпи пришлось вбухать два миллиона.
       Год назад в июле строители превысили лимит средств. Не хватало «жалких» четырех миллиардов рублей на завершение строительства пути, на развитие станций Чина и Карьерная. Нелегко было железнодорожникам выкраивать средства из других программ, но и бросить строительство было тоже нельзя. Ведь дорога на Чину — это на сегодняшний день самый реальный путь к возрождению БАМа. Кроме всего прочего, эта дорога еще и позволяет приблизиться вплотную и к медным кладовым Удокана.
       С начала этого года строители выполнили оставшиеся объемы — уложили в «тело» дороги шесть с лишним миллионов кубометров грунта, построили на селевых спусках три моста и полтора десятка водопропускных труб.
       26 сентября с Чинейского месторождения на БАМ отправится первый состав с железной рудой. По рельсовой стали снова монотонно застучат колеса: «БАМ... БАМ... БАМ».
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera