Сюжеты

ЧЕГО ХОТЯТ АЛЮМИНИЕВЫЕ БАРОНЫ

Этот материал вышел в № 67 от 17 Сентября 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

В связи с последними событиями в Америке цены на нефть резво скакнули вверх. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Впрочем, и без этого состояние нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности трудно было назвать...


       
       В связи с последними событиями в Америке цены на нефть резво скакнули вверх. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Впрочем, и без этого состояние нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности трудно было назвать нестабильным, а уж тем более критическим
      
       Колоссальные прибыли, львиная доля которых оседает на счетах западных банков, и стабильный рост цен на мировом рынке отнюдь не навели нефтяников на мысль хоть немного снизить их на внутреннем. Королям одного из самых прибыльных видов бизнеса по сути наплевать на то, что цены на бензин в общем-то определяют и цены практически на все остальные товары и услуги. Точно так же, впрочем, их не интересует и тот факт, что инфляция в стране к августу достигла уже 13,2%, а по оценкам некоторых экспертов, составляет на 2—3% больше.
       Кстати сказать, структуры, занимающиеся нефтебизнесом, часто упрекают в своих мнимых трудностях естественные монополии: РАО «ЕЭС», МПС. При том, что, как стало недавно известно «НГ», именно нефтеперевозки — самое доходное дело для создающихся повсеместно частных компаний-операторов, то есть грузоперевозчиков.
       Вечное недовольство нефтяников тарифами естественных монополий разделяют и производители алюминия. У них еще больше поводов, ибо основные перевозки алюминия и глинозема осуществляются по железным дорогам, а затраты электроэнергии на производство металла велики настолько, что алюминий порой называют «консервами из электричества». Но, высказывая претензии, алюминщики почему-то забывают, сколько раз эти самые естественные монополии шли им навстречу.
       Например, в феврале прошлого года «Самарэнерго» предоставило 50-процентную скидку Самарскому металлургическому заводу. Последний, в свою очередь, должен был каким-то образом компенсировать снижение доходов энергетиков, но не стал этого делать. В итоге долги СМЗ превысили 50 млн рублей. Энергокомпания вынуждена была ввести ограничения на отпуск электроэнергии. Можно привести еще несколько примеров конфликтов и судебных тяжб между региональными энергокомпаниями и предприятиями алюминиевой промышленности: Красноярский и Новокузнецкий алюминиевые заводы. И тот, и другой оказались в списках должников энергетиков.
       Другой стороной медали являются взаимоотношения алюминщиков и железнодорожников. Долгое время металлурги и здесь умудрялись получать немалые выгоды. Так, в 1998 году им был открыт «зеленый свет» в виде толлингового режима, проще говоря, и сырье, и готовую продукцию они возили без уплаты НДС.
       Наступивший кризис 1998 года вынудил железнодорожников слегка потревожить алюминщиков, увеличив разницу между внутренним и международным тарифами на грузоперевозки. Экспортный алюминий, естественно, оплачивался по международному. Заметим, в валюте, и поэтому резкий скачок доллара на расходы алюминщиков не очень-то повлиял, так как доходы от продажи своего товара они тоже получали в валюте. И тем не менее это не помешало им постоянно высказывать предложения об отмене международного тарифа.
       Наконец в августе этого года их мечта сбылась — правительство приняло решение о первом этапе унификации внутренних тарифов: отмене экспортного и повышении внутреннего на 18% (для грузов, следующих через морские порты). При этом был установлен ряд понижающих и повышающих коэффициентов для различного рода грузов. Для цветных металлов этот индекс составил 100%. В принципе по сравнению с другими грузами он, безусловно, высок. Но в любом случае производители алюминия только выиграли в связи с отменой экспортного тарифа. По признанию «Русского алюминия», совсем «немного» — около 1,5 млрд рублей в год. К слову сказать, выпадающие доходы МПС от унификации тарифов составят, как считают эксперты, не менее 22 млрд рублей, что равняется примерно 10% годового дохода этой естественной монополии.
       И тем не менее алюминщики все равно недовольны. Хотя их доходы несопоставимы ни с МПС, ни с РАО «ЕЭС». Цена тонны алюминия на мировом рынке составляет порядка 1200 долларов. И Россия занимает в мире второе место (после США) по производству этого металла. А в свете мирового кризиса алюминиевой промышленности у них есть все шансы усилить свои позиции.
       Однако все равно тарифы естественных монополий для них остаются «непомерно высокими». По-прежнему энергетики и железнодорожники покушаются на их сверхприбыли — святая святых. А то, что естественные монополии — костяк, на котором держится вся экономика страны, их совершенно не волнует. Что ж, аппетит, как говорится, приходит во время еды.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera