Сюжеты

У НАС ОБРАЗОВАНИЕ БЕСПЛАТНОЕ: ДЕНЕГ НА НЕГО ПО-ПРЕЖНЕМУ НЕТ

Этот материал вышел в № 69 от 24 Сентября 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Поскольку за прошедшие столетия электорат опытным путем убедился, что от многократного произнесения слова «халва» слаще во рту не становится, политические наши лидеры нашли новое, более заковыристое, но не менее сладкое слово: «приоритет»....


       


       Поскольку за прошедшие столетия электорат опытным путем убедился, что от многократного произнесения слова «халва» слаще во рту не становится, политические наши лидеры нашли новое, более заковыристое, но не менее сладкое слово: «приоритет».
       Что ни год, то приоритет. На сей раз, как известно, президентом, правительством и губернаторами в едином госсоветовском порыве заявлен приоритет образования. Реформа, она же «модернизация», «нормативная» система финансирования, резкое повышение зарплат учителей и преподавателей, обновление содержания, современное учебное оборудование, компьютеризация всей страны и прочее.
       Впрочем, стоит ли повторять всю эту образовательную халву?
       Приоритет — это совсем не то, о чем твердят по всем телеканалам. Приоритет — это то, на что прежде всего и в достаточной мере выделяются средства в бюджете.
       Будучи депутатом, я очень хорошо это усвоил.
       Оставаясь учителем, все еще надеюсь растолковать это другим...
       В Госдуму внесен бюджет на 2002 год... Зарплаты действительно собираются повышать на 85%. И на том спасибо. Однако это вовсе не акция по «повышению статуса учителя», как утверждалось. Это регулярное, плановое повышение зарплат всем бюджетникам под привычным лозунгом: «догоним наконец инфляцию».
       Однако учительские зарплаты, как и ремонт школ, и их оборудование, — это вообще не федеральный бюджет, а региональные бюджеты. Те самые, которые годами учителям не платили... Интересно, а откуда теперь регионы возьмут деньги на запланированное повышение зарплат? Тем более что прежде бюджетный пирог делился между метрополией и регионами пополам, а нынче счет 60:40 в пользу федералов.
       Что же до остального... Дьявол, как известно, кроется в деталях. Вот только одна бюджетная строка: «Федеральная программа «Одаренные дети» — 200 тыс. руб.». То бишь около семи тыс. долларов.
       Нет, это не на одного одаренного ребенка. Это на всех. На год. Объяснение: программа заканчивается, это остатки.
       Заканчивается? Ну а как теперь быть с Платонами и быстрыми разумом Невтонами, коих, по утверждению бывшего одаренного ребенка Михайло Ломоносова, вроде бы способна российская земля рождать?
       Кстати о Ломоносове. При такой программе предлагаю единственно возможный способ ее реализации — поехать в деревню Холмогоры, вручить там одному новому Ломоносову компьютер. А заодно авиабилет в Оксфорд, Гарвард или Сорбонну. Чтоб учился, работал и двигал науку вперед — там. Поскольку в отечестве нашем финансирование науки в будущем году не увеличивается, а вовсе сокращается!
       Для сравнения. Этим летом была принята моя поправка в городской московский бюджет: на такую же программу «Одаренные дети». — 4 млн. рублей. Это в 20 раз больше, чем в федеральном бюджете. Но на все олимпиады, турниры, кружки все равно очень мало, и на следующий год мы предполагаем эту сумму утроить.
       Обсуждали мы тут на днях с коллегами по РОСРО (Российскому общественному совету развития образования), ректорами ведущих вузов, директорами школ, лидерами политических партий, как все же увеличить бюджет образования. Ну хотя бы на закупку для университетов научных книг и журналов, на учебное оборудование, на компьютеры, на подключение школ к интернету...
       Правда, и тут возникают у меня вопросы: если, по официальным данным, только 53% российских школ сегодня имеют канализацию, не рано ли проводить компьютеризацию? Может, сперва сортиры установим?
       При тщательном обследовании бюджета не обнаружено никаких следов средств ни на «модернизацию», ни на обновление содержания, ни на экспериментальные площадки, ни на всю ту образовательную халву, о которой твердили большевики, то бишь госсоветчики.
       Да и какое может быть, например, «нормативное» финансирование, когда недофинансирование в российском образовании составляет примерно 60%. А на самый скромный базовый норматив нужно денег примерно в шесть раз больше, чем планируется.
       ...Зато объявлено, что вскоре правительство снова засядет за модернизацию образования.
       Вот как только все деньги на будущий год распределит, можно будет снова безостановочно твердить: «халва». То бишь: «приоритет образования».
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera