СюжетыОбщество

БИЛЕТЫ НА ВОЙНУ ПРОДАНЫ НА МЕСЯЦ ВПЕРЕД

Этот материал вышел в номере № 71 от 01 Октября 2001 г.
Читать
Когда президент США объявил о долговременной акции возмездия в Афганистане, журналистский поток хлынул в соседний Таджикистан. Все решили, что события здесь начнут развиваться стремительно. Но пока все происходящее больше походит на...

К

огда президент США объявил о долговременной акции возмездия в Афганистане, журналистский поток хлынул в соседний Таджикистан. Все решили, что события здесь начнут развиваться стремительно. Но пока все происходящее больше походит на пиар-кампанию войны, чем на саму войну. Да, важнейший на пути к Кабулу стратегический пункт — город и аэродром Баграм — находится в руках войск «Северного альянса», но рекламируемые успехи генерала Дустума под Мазари-Шарифом весьма условны. Не на окраинах города, а в шестидесяти километрах к югу от него идут реальные бои. Хотя пиар-кампания войны и принесла свои плоды: достать билеты на авиарейс Москва — Душанбе очень непросто, даже с переплатой. Их продают уже на конец октября.

Ощущение, что мир опять сошел с ума: раньше от войны бежали подальше, теперь на нее стремятся попасть за большие деньги. Авиабилет на обычный рейс из Москвы в Душанбе стоит 5200 рублей. Раз в неделю, с четверга на пятницу, из подмосковного Чкаловского вылетает военно-транспортный «Ил-76 МД». Здесь билет для гражданских лиц — российских подданных, имеющих какое-либо отношение к армии, стоит немного дешевле — 4700 рублей.

Желающих улететь с военного аэродрома Чкаловский в Душанбе на прошедшей неделе было в два раза больше, чем вмещал самолет. Многие военнослужащие возвращаются из отпусков досрочно, получив соответствующие телеграммы, другие сами прерывают отдых в России. А в самой 201-й российской дивизии, дислоцированной в Таджикистане, отпуска временно приостановлены. Это одна из мер повышения боеготовности в связи с ситуацией вокруг Афганистана.

Большинство российских военнослужащих возвращаются в Душанбе с семьями. Очень много детей, даже грудных. Рейс обычно задерживается на много часов. А пять часов ночного полета в «десантном варианте» «Ил-76» — настоящая пытка даже для взрослого, что уж говорить о детях. Кстати, перед взлетом объявляется, что туалет для пассажиров в самолете не предусмотрен.

Великая страна и великий народ, как мы любим себя называть, не желает обеспечить своих защитников и их семьи даже мало-мальским комфортом.

Война — дорогое шоу. Журналисты не могут ждать неделями развития событий — компании, посылающие их на войну, ждут «живых» материалов. В Душанбе взлетели цены на аренду автотранспорта, разумеется, для журналистов, почти вдвое. Афганцы в посольстве в Душанбе тоже не отстали от момента: перелет в афганский город Файзабад теперь стоит не сто, а пятьсот долларов, афганская виза в консульстве — от 50 до 100. При этом вы можете приземлиться в Файзабаде и не увидеть ничего, имеющего отношение к истинной ситуации, и долго будете пытаться улететь обратно, хотя ваш проезд оплачен в обе стороны. Вам скажут, что нет мест, нет погоды, что возможности афганской авиации ограничены. И это будет правдой.

Департамент информации МИД Таджикистана и посольство Афганистана попытались организовать для журналистов наземный переход через границу в районе населенного пункта Пархар, примерно в двухстах пятидесяти километрах к юго-востоку от Душанбе. Журналисты заплатили за машины, проехали до поселка Пархар и здесь официально были оповещены о том, что афганская сторона, ввиду соображений безопасности, не может пропустить их через переправу, поскольку ее периодически из дальнобойных орудий обстреливают талибы. Часть журналистов вернулась в Душанбе, другие остались в Пархаре, уповая на удачу. Афганская сторона действительно не дает, да и не может дать, самых элементарных гарантий безопасности. Проводники и переводчики здесь тоже частные. Платите от ста до двухсот долларов за день работы в Афганистане и на свой страх и риск пускайтесь с новоявленным «Сусаниным» в воюющую страну.

Отдушиной для пишущей и снимающей братии стала поездка, организованная департаментом информации МИД Таджикистана и пресс-центром российских пограничников, в лагерь афганских беженцев. Двенадцать, а может быть, и более тысяч афганцев зависли между Афганистаном и Таджикистаном на берегах мутного Пянджа, напротив зоны ответственности Пянджского погранотряда. Они, бежавшие более года назад от талибов из провинций Баглан, Кундз и Тахор, влачат здесь жуткое существование. В сравнении с ними чеченские беженцы в Ингушетии находятся в раю.

Афганцы живут в землянках, камышовых шалашах. На островах нет питьевой воды, топлива, медицинской помощи, царит голод. Гуманитарная помощь приходит от случая к случаю. Болеют дети. Все, что привезли с собой журналисты, — лепешки, консервы, вода — было отдано детишкам. На всех, разумеется, не хватило. Пограничники прямо говорят, что посчитать беженцев невозможно: поди разберись, сколько их в камышовых зарослях. Говорят, не менее пятнадцати тысяч… В Таджикистане их никто не ждет. Да и сами они не хотят попасть в лагеря под эгидой ООН. В Таджикистане сложное положение с продовольствием — последствия трехлетней засухи. Беженцы ждут американской силовой акции, которая, по их мнению, будет направлена против талибов. Это для них надежда вернуться в свои дома.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow