Сюжеты

АВТОПРОМ НА БОЛЬШОЙ ДОРОГЕ

Этот материал вышел в № 71 от 01 Октября 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Пошлины на иномарки — как забор, отгораживающий парк «советского периода» Качественный аналитический продукт, как хорошее вино, требует выдержки и, как хорошее пиво, — отстоя. Высказанные по горячим следам суждения о событии из-за своей...


Пошлины на иномарки — как забор, отгораживающий парк «советского периода»
       


       Качественный аналитический продукт, как хорошее вино, требует выдержки и, как хорошее пиво, — отстоя. Высказанные по горячим следам суждения о событии из-за своей излишней эмоциональности обычно грешат поверхностностью и сумбуром. Если это касается случайного события — не страшно. Если же событие связано с длительным общественным процессом, к нему необходимо спустя какое-то время вернуться. Чтобы еще раз взглянуть на него, но уже спокойными глазами аналитика.
       Именно такого качества взгляды мы будем стараться представлять в материалах этого раздела газеты. По возможности предлагая читателям точки зрения, не получившие широкого освещения в печати, но тем не менее имеющие право на существование. Мы убеждены: сколько бы ни было в обществе штатных толкователей, монополии на истину никто из них не имеет
       
       Сегодня закончился двухмесячный срок действия дополнительных пошлин на ввоз иномарок. На этот раз правительство даже не стало вешать обществу лапшу на уши о защите им (правительством) российских автопроизводителей. А последние не стали рассказывать своих баек о том, как под защитой этих самых пошлин они смогут догнать зарубежных конкурентов. Из чего можно сделать вывод, что введением «летних пошлин» власть преследовала одну-единственную цель — выйти на «большую дорогу» и потрясти счастливых автовладельцев. Таким образом правительство продемонстрировало, что само оно давно не верит в то, что пошлины как-то помогают нашему автопрому достичь «мирового уровня».
       В самом деле, за десять лет существования в России рынка, несмотря на пошлины, качество российских автомобилей нисколько не улучшилось. А на иностранные они если и становились похожими, то лишь по цене. Отсюда следует единственный вывод: все эти годы посредством пошлин только выкачивались деньги из кармана граждан — государством при покупке иностранных автомобилей и автопроизводителями при продаже по завышенным ценам отечественных. Такой сложился автоправительственный дуэт по чистке карманов населения.
       Еще хуже то, что все эти годы пошлины выполняли роль забора в заповеднике, в котором благополучно паслись автопромовские начальники. В результате мы до сих пор не имеем нормальной автомобильной промышленности — только бережно сохраненную советскую. Которая нам, вообще-то говоря, на фиг не нужна.
       По большому счету от СССР нам достались две формы угнетения народа — бюрократическая и автомобильная. Последняя — в лице ГИБДД и «отечественных автопроизводителей». Так что паршивое качество и убогий технический уровень российских автомобилей представляют собой лишь родовые признаки советской промышленности. При этом генами, сохраняющими для нас такое «наследство», оказываются менеджеры автозаводов, которые благодаря пошлинам живут и здравствуют, переводя металл и обворовывая население. Причем не в переносном, а в прямом смысле — ни один из покидающих заводы автомобилей и вполовину не соответствует записанным в его технической документации параметрам. Что, между прочим, трактуется законодательством как обман покупателей в форме продажи липового товара.
       Тому же ВАЗу так и не удалось достичь даже уровня качества родоначальника «Жигулей» — «Фиата-126» образца 1966 года.
       Невероятными, судя по всему, усилиями автопром вытянул-таки технические показатели некоторых автомобилей аж до уровня 70-х годов. И на этом «рубеже» застрял намертво. Поэтому все обещания автопромовских начальников догнать зарубежных «конкурентов» не стоят выеденного яйца. Увы, руководители нашего автопрома отстали от мировой автопромышленности и, судя по всему, навсегда. А потому, укрывшись пошлинами, как забором, только имитируют «гонку за лидерами».
       Без пошлин «Жигули» в их нынешнем состоянии нельзя было бы продать дороже 60 тысяч рублей. А благодаря пошлинам, которые вздувают цены на иномарки, продаются за 120—150. Это значит, что минимум полцены каждой машины нагло вытащено из карманов граждан.
       Пошлины защищают только паршивое качество и криворукий менеджмент советского автопрома. Но теперь и этого автодинозаврам показалось мало — они подготовили решение правительства о запрете ввоза иномарок, возраст которых превышает семь лет. Так что нас ожидает дикость почище вышеописанной.
       Но ведь в Конституции записана охрана права собственности российских граждан. И если он, неважно — как частное или юридическое лицо, купит за границей автомобиль хоть столетнего возраста, то он в тот же момент автоматически становится защищенной Конституцией РФ собственностью нашего гражданина. И все правительство с Кремлем в придачу могут запретить пользоваться этим автомобилем только в том случае, если он не отвечает установленным «Правилами дорожного движения» техническим требованиям к транспортному средству. И все — любые другие действия власти, препятствующие пользоваться купленной иномаркой, являются прямым нарушением Конституции.
       Похоже, автопромовское начальство готово любыми способами защитить свой заповедник. Летом к Путину ходили руководители автозаводов. Знакомили со своими очередными планами «развития отрасли».
       Предлагаем президенту альтернативный план развития автопрома — простой и «малобюджетный». Если мы считаем, что нам нужна автопромышленность — это все-таки миллионы рабочих мест, — тогда необходимо принимать кардинальные меры. Сегодня доходы от нефти вполне позволяют обойтись без доходов от пошлин на импортные машины. Нужно воспользоваться моментом и полностью их отменить. Только такой подход заставит акционеров или нанять иностранных менеджеров, или продать свои заводы тем, кто умеет делать хорошие автомобили. Это, кстати, отнюдь не «безответственное требование», а успешный зарубежный опыт. В США к началу 70-х годов тамошний автопром загнивал не хуже нашего. Правительство открыло рынок японцам, и акционеры были вынуждены заставить менеджеров в короткие сроки перестроить работу заводов. Что и спасло американскую автопромышленность. Не лишним будет напомнить, как это делалось: тот же Якокка, перестраивая работу «Крайслера», уволил 32 из 33 высших менеджеров автоконцерна.
       Завод — это во вторую очередь оборудование и площади. А в первую — менеджеры, их умение и интересы. Все без исключения товары создают люди, а не компании. Сначала появляются Форд, Филипс, Бош, а потом у них за спиной вырастают «Форд Моторс», «Филипс АГ» и «БОШ ГмбХ». И если основатели не находят себе равных по силе наследников, самые лучшие корпорации уходят в небытие. Потому что без соответствующих людей они только разорят общество.
       Почему в мире так легко идут на ликвидацию «гордости национальной экономики»? «Пан-Америкен» и «Интернешнл Харвестр» были великими компаниями. Но когда они выродились в великих монстров, никто и пальцем не пошевелил, чтобы их защитить. И они исчезли.
       Сегодня среди владельцев автозаводов появились металлурги — СИБАЛ у ГАЗа и «Северсталь» у УАЗа. Они направили на заводы команды своих менеджеров, дабы те занялись улучшением и развитием производства. Чтобы оценить глубину наивности Дерипаски и Мордашова, можно воспользоваться таким примером. У вас в поликлинике, допустим, есть плохой стоматолог. Чтобы решить эту проблему, вы на место плохого стоматолога сажаете отличного невропатолога — оба ведь имеют диплом врача. И ждете, что наконец-то проблема лечения зубов будет решена.
       Металлургия и производство автомобилей так же отличаются друг от друга, как стоматология от неврологии. Соответственно отличаются и специалисты — по стереотипам мышления, навыкам, специальным знаниям… Поэтому олигархические десанты положение дел на заводах, к сожалению, не исправят. Владельцы наших автозаводов должны понять, что в России сегодня просто нет менеджеров, способных модернизировать советский автопром. Потому что нет эффективных предприятий, аналогичных по типу и уровню сложности автомобильным. Акционеры должны или нанять западных специалистов (это даже Петр I не считал зазорным), или продать автозаводы иностранным автоконцернам.
       Ничего крамольного в этом нет — Англия вынуждена была распродать свои автозаводы и остаться без «отечественной автопромышленности». Автозаводы от такого подхода никуда не денутся, и рабочие места сохранятся. А если акционеры этого не хотят — тогда пусть разоряются. И чем быстрее, тем лучше. Другие на их месте будут вести себя умнее.
       Что касается власти… Пока в России не родился тот богатырь, который освободит наш народ от угнетения бюрократами и автоинспекторами. Но вот с автопромовским лобби сегодня покончить не так трудно: Дума одним решением может отменить все пошлины на автомобили. И тем прославиться в веках — ее будут именовать не четвертой или восьмой, а «Думой-освободительницей».
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera