СюжетыОбщество

ИГРЫ, КОТОРЫЕ ДЛЯ НАС ВЫБИРАЮТ

Этот материал вышел в номере № 71 от 01 Октября 2001 г.
Читать
Игра — диагноз для того, кто в нее играет. Игры не случаются сами по себе. Они отражают время и нас, в этом времени существующих. Телевизионные игры тем более. Они или попадают в менталитет общества и тогда живут десятилетиями, переживая...

И

гра — диагноз для того, кто в нее играет.

Игры не случаются сами по себе. Они отражают время и нас, в этом времени существующих. Телевизионные игры тем более. Они или попадают в менталитет общества и тогда живут десятилетиями, переживая смены вех и царствований (как КВН и «Что? Где? Когда?», и в какой-то мере «Поле чудес»), или попадают в сиюминутность, собирая в один-два сезона баснословный рейтинг, но умирают, как только сия минута сменяется следующей (что уже случилось или обязательно случится с большинством лицензионных калек). А свято телеместо немедленно занимают новые кальки.

Поговорите с психологами об играх детских, и вам расскажут, как игра формирует ребенка. Игра телевизионная не только развлекает нас с вами, но и (хотят этого создатели игр или нет) воспитывает, определяя что-то главное в нынешнем времени. Не знаю, есть ли среди ученых те, кто специализируется на психологии телевизионных игр, но залп премьер новых шоу, последовавший в последние дни недели, — предмет для анализа не столько телекритика, сколько психолога, психоаналитика и антрополога. Что со всеми нами происходит, если мы стали играть в такие игры?!

В пору моего советского детства по телевидению шла игра с названием «Один за всех, все за одного». Большинство игр, объявившихся ныне в телеэфире, следовало бы назвать «Один против всех, все против одного». Тотальное насаждение чувства — человек человеку враг — главное ощущение от того, что два ведущих канала рекламируют как лучшие телевизионные шоу современности.

«Но даже не думайте, что это командная игра! — провозглашает сменивший Коха Игорь Янковский. — Здесь каждый сам за себя! — не унимается ведущий. — Это игра в «Алчность!»

«За себя» в интерпретации нынешних игроведов есть «против всех». И дело даже не в том, что на смену молодым интеллигентам, когда-то (не за деньги — за книги!) выдававшим за минуту фейерверк эрудиции, пришел некто бритоголовый, сам себя определяющий как «алчный карьерист», за пятьдесят тысяч рублей пыхтящий в ответ на тя-я-желый вопрос: «Название какого московского микрорайона появилось на картах многих городов страны — Черемушки или Хорошево-Мневники?». «Какое время на дворе — таков мессия…» Это, увы, понятно. Но выгнанный из игры «Слабое звено» накануне финала действительно сильный игрок, в раже обиды и ненависти обзывающий недавних соперников «придурками, дегенератами козломордыми», — клинический диагноз общества.

Вопрос не в самом игроке — обида, раж, неумение сдерживать эмоции вкупе с неинтеллигентностью. Вопрос в том, кто выдал ЭТО в эфир, кто вовремя не остановил. Напротив, кажется, что этот кто-то и затеял столь жестокую игру лишь для того, чтобы заглянуть в души тех, кого только что унизили, выгнали с поля (чаще всего несправедливо, что подчеркивает тут же сообщаемая статистика), и выдать сочащуюся ненависть в эфир. И чем ближе к финалу, тем концентрированнее, взрывоопаснее ненависть.

В двух прошедших в эфире играх на финальном этапе оставшиеся обязательно изгоняют не слабое звено, а именно сильное, даже не думая скрывать: «Подбираю себе для финала более слабого соперника». Странная игра, где заведомо проиграет сильный и победит слабый. Модель жизни?

И зрительский интерес к подобному зрелищу отдает чем-то нездоровым. Когда нет мира с самим собой, на работе — интриги, дома — склоки, ругань, грязь, приятно включить телевизор и убедить свою проснувшуюся было совесть, что не у одного тебя плохо: весь мир — пауки в банке!

Для олимпийской чемпионки Марии Киселевой роль надменной холодной женщины-вамп в новой игре ОРТ подходит даже больше, чем простенькое чтение спортивных новостей на НТВ. Невзирая на минимальный телевизионный опыт, она выглядит увереннее и Янковского, и Коха, и Ярмольника, некогда пробовавшего себя в роли злого демона в старой незадавшейся игре за слитки золота. Но...

Те же детские психологи расскажут вам о банальном эксперименте: дайте задание ребенку и по ходу выполнения хвалите малыша без меры — задание будет выполнено великолепно и быстро. Дайте такое же задание, но включите секундомер, напоминайте, что времени мало, ругайте за каждое движение — и результат будет прямо противоположный. Киселева явно выполняет второе задание, всеми возможными средствами давя на психику игроков, выбивая их из колеи. Вопрос не к ней, вряд ли это ее идея. Ей дали роль, с которой недавняя спортсменка справляется блестяще. Вопрос к тому, кто игру покупал, адаптировал, ставил в сетку: вы нас такими видите?!

Год назад в интервью нашей газете генеральный директор ОРТ Константин Эрнст говорил об ответственности авторов некоторых сериалов за то, что зрители, среди которых есть дети и подростки, видят в эфире. Не время ли и авторам подобных алчных шоу, и руководителям каналов задуматься об ответственности за игры, которые они для нас выбирают?

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow