Сюжеты

«ОДНАКО, ДО ЕГЭ НА МОТОРКЕ ЕХАТЬ НАДО!»

Этот материал вышел в № 71 от 01 Октября 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Подведены итоги единого экзамена в школах. На будущий год в эксперименте желают принять участие уже 10 регионов В конце сентября в Чебоксарах состоялось межрегиональное совещание по подведению итогов проводимого эксперимента по единому...


Подведены итоги единого экзамена в школах. На будущий год в эксперименте желают принять участие уже 10 регионов
       
       В конце сентября в Чебоксарах состоялось межрегиональное совещание по подведению итогов проводимого эксперимента по единому государственному экзамену (ЕГЭ) в 2001 году. В столице Республики Чувашия собрались руководители министерств и департаментов образования федерального Центра и регионов, ректоры вузов России — те, кто активно участвовал в ЕГЭ-2001 и кто только собирался проводить эксперимент в своих крах в 2002 году
       
       Главный «идеолог и дирижер» ЕГЭ, заместитель министра образования Российской Федерации Виктор Болотов озвучил достижения, которых удалось добиться в ходе проведения госэкзамена.
       Во-первых, у выпускников пяти регионов России не было двойного марафона сдачи экзаменов. Во-вторых, впервые за последний десяток лет абитуриентам представилась возможность без существенных материальных затрат попробовать поступить в университеты не только своей республики, но и в столичные вузы. К примеру, 40 детей из сел и улусов Якутии поступили в вузы Якутска и Мирного, что называется, не выходя из дома. Зная, что расстояния между населенными пунктами этой республики меряются сотнями километров, достижения по ЕГЭ несомненны.
       Наконец одной из задач ЕГЭ было обеспечение равных конституционных прав для поступающих в вузы. Не секрет, что сегодня практически невозможно поступить в более или менее престижный вуз без занятий на подготовительном отделении или подготовки у репетиторов из этого института. Единый госэкзамен должен исключить эти «звенья». И это вызывает резкое сопротивление к проведению ЕГЭ со стороны большинства ректорского корпуса. В кулуарах ректоры откровенно признавались мне, что для них подготовительные курсы — это серьезный источник внебюджетных средств (порой до 30 процентов). Их тратят, например, на ремонт общежитий.
       Как ни печально, но эксперимент продемонстрировал резко выросшее количество «двоек» на выпускном экзамене. Видимо, сдача в «своих» стенах со своими педагогами давалась легче. К слову, в прошлые годы «неуды» составляли 0,1 — 0,15 процента общего числа выпускников. В этом году на эксперименте по ЕГЭ засыпались от 8 до 10 процентов школьников — в каждом регионе по-разному. Но по условиям все того же эксперимента ребятам пошли навстречу. Пересдавать «неуды» не пришлось. В аттестат им поставили оценки по текущей успеваемости («тройка» перекрывала «двойку»), и они имели право поступать в вузы. Число медалистов не изменилось (около 2 процентов), но многие из них не смогли преодолеть госэкзамен по математике.
       То, что совещание проходило в Чувашии, неслучайно. Благодаря президенту Николаю Федорову, открывшему совещание, и министру образования Галине Черновой эта республика приняла самое активное участие в проведении ЕГЭ-2001. В обязательном порядке все 100 процентов выпускников Чувашии сдавали госэкзамен по математике, а по русскому языку, физике, биологии, истории, химии, обществознанию и географии — по выбору.
       Да и по достигнутым показателям республика оказалась впереди всех. По математике 31 выпускник набрал максимальное количество баллов (сто из ста возможных). Для сравнения: в Марий Эл абсолютный результат достигли лишь 12 школьников. Из почти 16 тысяч выпускников Чувашии в вузы поступили 7465, причем в вузы России — 1085 человек. Так, например, в престижную Высшую школу экономики благодаря ЕГЭ поступили 19 абитуриентов, а в Казанский государственный технический университет — 25.
       Министры образования, преподаватели школ республик и областей, участвующих в ЕГЭ, обратились с требованием к руководству минобраза: проводить пробный единый экзамен в школах вместо полугодовых и годовых контрольных работ. Призыв был услышан, и уже в декабре этого года в регионы, которые примут участие в ЕГЭ-2002, будут разосланы тренировочные варианты контрольно-измерительных материалов (в народе — тестов). Виктор Болотов предостерег собравшихся: «Опасайтесь подделок. Сейчас псевдотесты для псевдо-ЕГЭ хлынут на полки магазинов».
       Директор одной из школ Чувашии Ирина Яшина предложила на будущий год утвердить список справочных материалов, которыми могут пользоваться на экзаменах школьники. И главное, с чем ей и многим ее коллегам довелось столкнуться, — неоперативная обработка результатов экзамена в Москве с необходимым возвращением проверенных работ в регионы. Когда в результате сбоя компьютерной программы обработки тестовых заданий были искажены оценки школьников, возмущенные учителя повели своих подопечных на апелляцию буквально классами. Из 779 апелляций было пересмотрено 748 оценок по математике, в том числе увеличено число отличных оценок работ с 315 до 974.
       Однако в других регионах подать апелляцию было очень трудно. Расстояния от сельских школ до пунктов сдачи экзамена в некоторых районах Марий Эл достигали 50 километров. В Якутии детей доставляли на экзамен на моторных лодках. И если на апелляцию подавали учащиеся сел, то это была их личная проблема. «Из-за трех человек никто специально автобус гонять в село не собирался», — привели пример на совещании.
       Представители регионов дружно высказались за то, чтобы большую часть результатов ЕГЭ обрабатывать не в Москве, а в субъектах Федерации. С точки зрения экономии времени и средств в этом есть резон. Но где гарантии, что при таком варианте не возникнет желание «подтянуть» результаты
       своей республики, своего края? Видимо, если такое решение будет принято, потребуется жесткий контроль, как это принято, например, в Великобритании.
       Те из регионов, которые проводили ЕГЭ-2001, подтвердили участие в ЕГЭ-2002. И при этом предполагают расширить список предметов, обязательных к сдаче. Например, в Марий Эл это будут русский язык, математика, физика, химия.
       Пока что в проведении эксперимента ЕГЭ-2002 подтвердили участие десять президентов республик и губернаторов. Заявки на участие будут приниматься в течение следующей недели. «Те, кто не успеет, останутся за «бортом», — сообщил собравшимся заместитель министра образования Болотов.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera