СюжетыОбщество

«ДИНАМО» (КИЕВ) — НОВАЯ ТРУППА

Этот материал вышел в номере № 71 от 01 Октября 2001 г.
Читать
Футбольный модерн в режиссуре «консерватора» Лобановского Кто-то из великих режиссеров, кажется, Мейерхольд, заметил, что театр живет 20 лет, а затем умирает. Разумеется, здание, сцена, гримерные и прочие необходимые атрибуты остаются....

Футбольный модерн в режиссуре «консерватора» Лобановского

Кто-то из великих режиссеров, кажется, Мейерхольд, заметил, что театр живет 20 лет, а затем умирает. Разумеется, здание, сцена, гримерные и прочие необходимые атрибуты остаются. Надо понимать, что умирают дух и свежесть той актерской команды, которая пошла за этим режиссером. Любое сравнение хромает. И мало что общего у театра и футбольного клуба. Но всякий раз каждый футбольный клуб, достигнув определенного успеха, умирает. Чтобы заново возродиться. Да не за 20 лет, а за 3—5. Точно так же остаются все внешние атрибуты: стадион, тренировочная база. Умирает лишь старая команда, и тренер (режиссер) выстраивает новую

К

ак-то привычно, без удивления, наш футбольный люд воспринял прохождение киевского «Динамо» в групповую стадию Лиги. Оно и понятно: ведь это уже пятый сезон подряд. Как «Реал», «Бавария», «Барселона». Лучше только «Манчестер юнайтед» — шестой, да… норвежский «Русенборг» — седьмой.

Однако это, пожалуй, было самое трудное прохождение. Потому что создается, по сути, новая команда. Играют Шевченко, Лужный, Ребров, Каладзе. На Пиренеи убыл так и не раскрывшийся в Киеве Деметрадзе. В самом же клубе — некий долгосрочный лазарет. К давно травмированным Кардашу, Морозу, Косовскому добавились Гусин, Шовковский, а в последние дни и Дмитрулин.

В этом сезоне введены в основной состав Мелащенко, Чернат, Пеев, Гавранчич; буквально в последний месяц – нигериец Лаки Идахор, еще один румын, помимо Черната, – Тибериу Гиоане. И наконец, Саша Филимонов. Все они, за исключением «большого Фила», Лигу видели только по телевизору.

Группа попалась киевлянам довольно ровная. Каждый имел шанс на выход. Аутсайдером специалистам представлялась лишь португальская «Боавишта». Даже видавший виды столп букмекерского бизнеса «Уильям Хилл» оценил шансы динамовцев на победу 1 к 66, а футболистов «Порту» — 1 к 250. Когда прошел стартовый тур и бело-голубые дома на первый взгляд упустили победу — не над кем-нибудь, а над самой «Боруссией», — то и ничья заочных соперников этих клубов — «Ливерпуля» и «Боавишты» — вызывала двоякие чувства. Некоторую турнирную радость: мол, никто из соперников не вырвался вперед, и одновременно удивление: как это знатный «Ливерпуль» «не задушил» скромных «шахматистов». Ну ничего, поедем сами в столицу портвейна, покажем им.

Результат известен: 3:1 в пользу «Боавишты». Причины? «Динамо» объективно слабее? Никогда не согласимся. Наплевательски отнеслись к сопернику? Тоже нет. Точнее всего сказать — не сконцентрировались в той мере, в какой того требовал результат.

Братцы-журналюги немало «накатили» на Филимонова. Да, признаю: виноват он в первом пропущенном голе несомненно. Что за объяснение опытного вратаря: казалось, мяч идет мимо ворот. Ну а в остальном — что, тоже виноват Филимонов? И в низких коллективных скоростях, и зачастую в отказе от борьбы у ворот соперника? Главной проблемой показалось другое — пока мы не увидели на поле того игрока, который повел бы за победными тремя очками.

Следующий соперник — самый титулованный европейский клуб нынешнего сезона — «Ливерпуль». Да, не было Оуэна, но хватало именитых сборников. Но и не Оуэн по большому счету главная опасность. Научная лаборатория киевского «Динамо», тщательно анализируя тактико-технические действия «красных», отметила, что Оуэн выполнял за игру до сорока таких действий, а Хески до ста — ста десяти. То есть показатели, характерные не для нападающего, а для атакующего полузащитника мирового класса: Зидана, Фигу.

Что ж, и в городе «Битлов» проиграли, пропустив один мяч.

Но уже нельзя грешить на кого-нибудь. Тот же Филимонов, по словам Лобановского, сыграл в целом надежно.

Получается парадокс: первый круг в группе закончили с одной ничьей и двумя поражениями, а особого пессимизма не чувствуется. Потому что уже сейчас замечаются проблески игры новой команды. Именно игры. Возьмем, к примеру, Мелащенко. У него свой почерк. Саша — впереди, он вообще не играет, развернувшись к воротам соперника спиной. Он царапается за любой, казалось, уже отобранный у него мяч и — снова только вперед. 22 года, а в семи проведенных в евротурнирах матчах — пять забитых мячей. А его четвертый гол в ворота «Стяуа»!.. Прекрасная иллюстрация к известному тезису Лобановского о «разумном универсализме».

Кстати, Валерий Васильевич практически заменил в своем лексиконе слово «форвард» на идиому «футболист атакующего плана». Насколько это понятие шире, объяснять не надо.

Тренер, которого кое-кто из «специалистов» давно записал в разряд консерваторов, постоянно экспериментирует: то атакующего полузащитника Гиоане поставит на правый фланг обороны, то нападающего Серебренникова — крайним полузащитником с немалым объемом оборонительных функций. Некоторые недоумевают: зачем экспериментировать в матчах Лиги? А когда?

Вернемся к опасным сравнениям. Нам видится, футбольный тренер природой своей работы весьма близок театральному режиссеру, который даже ближе тренеру, чем… кинорежиссеру. Почему? Ну не заиграли у того актеры, так в кино еще столько «инструментария»: мастерство оператора, монтаж... Короче, там актеры «умирают» в режиссере. В театре – наоборот. Не сыграют, как того он хотел, — не спасут ни декорации, ни музыка… Так и в футболе: не сыграют на зеленой «сцене» исполнители — погибнет самый гениальный тренерский замысел.

Но на все нужно время. И терпение. Новая «труппа» заиграет.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow