Сюжеты

СЕНТИМЕНТАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО МИНИСТРА ЛЕСИНА

Этот материал вышел в № 72 от 04 Октября 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

— У нас сентиментальное, доброе, романтичное государство, и мы все такие люди! На прошлой неделе на встрече с финалистами Третьего Всероссийского конкурса региональных телевизионных программ «Новости — время местное» это заявил не...


       
       — У нас сентиментальное, доброе, романтичное государство, и мы все такие люди!
       На прошлой неделе на встрече с финалистами Третьего Всероссийского конкурса региональных телевизионных программ «Новости — время местное» это заявил не кто-нибудь, а министр печати Лесин. И заявил это столь решительно, что Светлана Сорокина не могла не уточнить: «Государство сентиментальное, доброе... Михал Юрьич, какое еще?!»
       Что уточнять, что спорить! Какие министры, такое и государство!
       Начиная эту встречу, Сорокина припомнила анекдот второй половины 80-х: «Умным перестройка дала кооперативы, остальным — свободу слова», — добавив при этом, что ее собеседник, г-н Лесин, — «редкое исключение». Ныне наступает пора, когда эти «редкие исключения», успевшие воспользоваться и тем и другим, отбирают у неуспевших остатки.
       1 января 2002 года истекает срок действия закона о господдержке книгопечатания и СМИ. Не пройдет и трех месяцев, как государство отберет у СМИ таможенные и налоговые льготы, возмещая затраты лишь изданиям, столь же романтичным, как и оно само. Прочим же неизбежно придется поднимать розничные цены, в которых и так уже давно себестоимость номера составляет куда меньшую часть, чем плата за доставку, — уникальная ситуация, которой больше нет и быть не может ни в одном другом, менее сентиментальном государстве. Министр Лесин об этом, думается, знает, но не упускает случая поучить молодых журналистов уму-разуму: деньги, мол, в конвертах брать не надо. Но при этом к термину «продажность СМИ» относится щепетильно — романтичный же человек.
       Лесин: Я против слов «продажность ТВ».
       Сорокина: Как вы определите?
       Лесин: «Коммерциализация».
       Хорошо, что в зале был Владимир Владимирович Познер, умеющий интеллигентно и корректно говорить правду в глаза любому министру.
       Познер: Нет никакой «коммерциализации». Есть воровство и взяточничество. И надо называть вещи своими именами.
       Познер, рассказавший, что после каждого выпуска его программы «Времена» по 5—6 человек из администрации президента звонят на ОРТ с требованиями убрать из эфира то одно, то другое, обратился к министру Лесину с просьбой: «Вы не могли бы попросить президента вызвать своих чиновников и запретить звонить. Пусть скажет: «Кто еще раз позвонит — уволю!» Это была бы отмашка и для губернаторов».
       Министр милостиво обещал одному Владимиру Владимировичу передать его просьбу Владимиру Владимировичу другому. Оставим это пока на его совести. Сейчас речь о другом.
       Элементарные статистические данные об уровне доходов и неизбежных расходов наших соотечественников показывают, что незначительное увеличение цены печатных изданий делает их недоступными для львиной доли тех, кто некогда довольствовался хотя бы свободой слова, если уж прочее досталось другим. Отмена таможенных и налоговых льгот ударит прежде всего по этим читателям.
       Грозящее большинству изданий повышение цен находится в последние недели в центре внимания двух конкурирующих журналистских союзов. Генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко заявил, что «отмена налоговых льгот приведет к увеличению в полтора раза в среднем по стране цен на издания», что, по его словам, «повлечет за собой гибель значительной части экономически зависимых изданий». Президент «Медиасоюза» Александр Любимов, в свою очередь, сказал, что отмена льгот «повлечет за собой катастрофические последствия» для СМИ: «Многие печатные издания будут вынуждены закрыться, резко снизится число их потребителей...»
       Представители двух союзов ведут переговоры с представителями фракций и профильных комитетов Государственной Думы. И только профильный министр как-то не замечен в активной деятельности в защиту собственной отрасли. Это нефтяники, газовики, пивовары приводят на пост своих министров только тех, кто ставит задачу лоббирования своей отрасли во главу угла. Журналистам не грозит умереть от стыда за то, что их министр лоббирует их же интересы. Не лоббирует. Зачем лоббировать интересы всех, если можно выговорить себе право определять узкое, строго ограниченное число за особые заслуги до особых привилегий допущенных.
       18 сентября премьер Михаил Касьянов подписал постановление правительства за номером 677, касающееся внесения дополнений в положение о функциях МПТР — лесинского министерства. Помимо финансирования бюджетных средств информации и контроля за целевым использованием бюджетных средств, направляемых в отрасль, на МПТР отныне официально возложена «разработка и реализация мер по господдержке СМИ». Деньги на эту поддержку отданы также в руки Лесина. Вот и считайте, что выгоднее министру: отстаивать интересы всех или лично делить денежное вспомоществование для избранных. В интересах сентиментального государства, разумеется.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera