Сюжеты

РАДУГА СЪЕЖИЛАСЬ ДО ТРИКОЛОРА

Этот материал вышел в № 75 от 15 Октября 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

У хороших театральных критиков есть правило — не писать после премьеры. Спектаклю надо дать устояться, и только потом можно рассуждать, что получилось, а что нет. После долгого летнего безвременья осенние премьеры наших телеканалов...


       
       У хороших театральных критиков есть правило — не писать после премьеры. Спектаклю надо дать устояться, и только потом можно рассуждать, что получилось, а что нет.
       После долгого летнего безвременья осенние премьеры наших телеканалов посыпались как из рога изобилия. Случившееся в сентябрьское одночасье резкое изменение оформления каналов, смена декораций в ньюс-румах, залп премьер одностилевых шоу-программ и сериалов не могли не привести зрительское сознание в состояние полушока. Зритель не успевал усвоить разницу в правилах игры в «Слабом звене» и «Алчности», не привыкнув к новым студиям информационных программ, путал, новости какого канала он смотрит в данную минуту, и окончательно терялся в хитросплетениях сериалов, где на разных каналах в разных ипостасях в одно и то же время сходились одни и те же актеры.
       Психологи говорят, что женщина, меняющая прическу и стиль одежды, потенциально готова к смене мужчины. К чему потенциально готовы наши каналы, сказать трудно, но прическу межпрограммного пространства и одежды новостных студий обновили решительно все. Выбор каналами своих главных цветов — предмет анализа для тех же психологов. Нетрадиционный для телевидения оранжевый одновременно стал одним из доминирующих цветов ТВ-6 и резко изменил сложную синеватую палитру ОРТ. НТВ прежний зеленый возвел в абсолют в своих новостных программах и сменил его на приторно-конфетные красные и малиновые тона в дневных шоу. РТР из навязанного его государственнической миссией триколора выбрал белый, щедро разбавив его сусальностью золота державных символов.
       Возведенное в абсолют государственничество тяжелым бременем легло на внешность РТР (даже радуга в прогнозе погоды прогнулась под цвета государственного флага, а триколор, пристегнутый к изящной виньетке канала «Культура», выглядит вообще инородным телом). Если еще недавно председатель ВГТРК Олег Добродеев жаловался, что в доставшихся ему в наследство рекламных заставках РТР «сплошная хохлома», то с нового сезона там сплошная корона Российской империи. Не хватает только шапки Мономаха и Конституции, на которой присягали Ельцин и Путин.
       Смена заставки главной новостной программы РТР, с возвращением старого символа — запряженной тройки, и назначение кремлевских курантов на роль главных часов государственного телеканала, может, и прошло бы без резких оценок, если бы музыка не испортила все окончательно. Ну не писал Петр Ильич свой Первый концерт для того, чтобы им предваряли «Вести», и ничего с этим не поделаешь! Великая, но совершенно не подходящая к случаю музыка Чайковского — не свиридовское «Время, вперед!», навсегда связанное у старшего поколения с программой «Время». Новая заставка «Вестей» в целом не выполняет своей главной функции — не становится звуковым и визуальным паролем, по которому зритель за версту должен чуять новости РТР.
       На НТВ, где решительно избавляются от всего, что связано со старым НТВ, предновостную заставку, музыку и часы, отсчитывающие последние секунды, также заменили ради единой цели — чтобы только заменить. Ибо в наследство от прошлого НТВ оставался музыкальный фрагмент, который постоянные зрители уже привыкли ассоциировать с программой «Сегодня», и придуманные некогда Семеном Левиным первые на нашем телевидении часы, ушедшие от стереотипа круга. Для того чтобы приучить и без того подразбежавшегося с канала зрителя к новым аудиовизуальным символам, потребуется время. И немалое.
       Больше всего повезло с музыкой одному предновостному анонсу ТВ-6, в котором в часы превращается круг с обозначенным на нем временем выхода в эфир всех выпусков программы «Сейчас». Из всего, что на нашем нынешнем телевидении слышно, этот музыкальный отрывок более всего ассоциируется с новостями и на новости настраивает. Настраивают и нетрадиционные часы, в которых время складывается из трех кубиков, ставших отныне фирменным знаком ТВ-6. Часы эти снова придумал все тот же Семен Левин. Как, впрочем, и все оформление ТВ-6 (что и следовало ожидать), и все оформление РТР (что ожидать было труднее).
       Так что разговор о телевизионном дизайне и в этом сезоне по— прежнему начинается от исходной точки — «Это сделал Левин» или «Это сделал не Левин». Левин сделал фирменные знаки трех из четырех ныне лидирующих каналов (НТВ раньше, РТР и ТВ-6 сейчас), и к этому сезону оформил два канала. О впечатлениях от работы Левина на РТР я уже написала. Странно было бы предполагать, что Семен Михайлович был на РТР «казачком засланным», скорее, честно выполнял заказ руководства канала, а далее — вопрос стилевых предпочтений заказчика. Что же касается того, что сам Левин называет «концепцией графической идентификации канала», ради которого пришедшая команда Киселева даже не поддалась искушению сменить само название «ТВ-6», то образ канала действительно изменен и идентифицирован. Оранжево-черные стрелочки внутри шестиугольников, складывающиеся в знаки ТВ-6, не обладают той же божественной простотой, что зеленый шарик НТВ, Левиным же и придуманный, но всю стилевую концепцию резко измененного канала на себе держат.
       К достоинствам нового оформления ТВ-6 можно отнести и неожиданное разграфление экрана в момент прямых включений в новостях (которое тут же весело продублировано у Хрюна и Степана). Три других канала в новых ньюс-румах дружно поставили сбоку от ведущего большие экраны, живущие во время выпусков новостей своей параллельной жизнью, на которые теперь и выводятся изображения корреспондентов, выходящих в прямой эфир. Но о новых ньюс-румах и прочих новинках нашего эфира — как-нибудь в другой раз.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera