Сюжеты

И НЕ ЖДИТЕ — ДЕНЕГ НА ОБРАЗОВАНИЕ ОПЯТЬ НЕ ХВАТИТ

Этот материал вышел в № 75 от 15 Октября 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Реальные нужды превышают расходы, заложенные в проект бюджета В Госдуме вовсю идет дележ бюджетного пирога. В итоге кому-то достанутся сочные куски с начинкой, кому-то – подгоревшие краюшки. За перераспределение бюджетных средств будут...


Реальные нужды превышают расходы, заложенные в проект бюджета
       

   
       В Госдуме вовсю идет дележ бюджетного пирога. В итоге кому-то достанутся сочные куски с начинкой, кому-то – подгоревшие краюшки. За перераспределение бюджетных средств будут биться все – военные, медики, промышленники. В общем, список бойцов весьма внушительный.
       С буддистским спокойствием над общей схваткой могут витать лишь представители социального блока — бюджет-2002 у нас объявлен социальным. Мало того, огромная часть средств (конечно, по российским меркам) будет выделена на отечественное образование. Однако, как оказывается, люди, ратующие за развитие образования, тоже могут оказаться на обочине. Из заявленной суммы непосредственно на развитие образования пойдет лишь часть — школам и, разумеется, вузам достанутся крохи с барского стола.
       Хотя пока что, на словах, все выходит достаточно гладко. В проекте консолидированного бюджета 2002 года расходы на образование впервые превысят расходы на оборону и возрастут по сравнению с 2001 годом на 64%. По заявлению вице-премьера Валентины Матвиенко, на реализацию предполагаемой программы модернизации российского образования до 2005 года намечено израсходовать 56 млрд рублей. 16 млрд рублей из них будет изыскано из федеральных источников. Кроме того, предусматривается широкая программа привлечения к финансированию внебюджетных средств и средств субъектов Федерации.
       Главными же задачами модернизации отечественной школы ставятся возвращение образования в лоно государства и повышение статуса учителей. В докладе «Образовательная политика на современном этапе», обсуждавшемся перед началом учебного года на Госсовете под председательством президента, отдельная глава посвящена педагогам. Положения этого документа были одобрены главой государства. В концепции особо подчеркивается, «что государство рассматривает улучшение материального положения и повышение социального статуса работников образования как одну из приоритетных задач образовательной политики».
       Что же следует понимать под повышением этого самого статуса? Естественно, первое – это доведение зарплат педагогов до более или менее разумных размеров. Ставки школьных учителей с седьмого по четырнадцатый разряд в Российской Федерации все еще составляют от 364 рублей 32 копеек до 859 рублей 32 копеек.
       Кроме того, как указывается в докладе, все педагогические работники должны иметь право на получение профессиональной информации и на субсидии для приобретения персонального компьютера и пользования интернетом. Свою собственную значимость педагог может ощутить и от возможности свободно создавать педагогические ассоциации, объединения, союзы, участвовать в управлении образования, выработке его принципов и направлений. Кроме того, по мнению авторов доклада, учителю необходимы бесплатный доступ к фондам государственных библиотек и бесплатное посещение музеев и «государственных учреждений культуры» с группами детей.
       Педагогу должны предоставлять путевки в санатории с полной или частичной оплатой проезда и даже обеспечивать в числе первых очередников жильем. Конечно, последний пункт вызывает нервную усмешку. Но, как оказывается, вообще большую часть положений этой вполне разумной концепции претворить в жизнь не представляется возможным.
       Перед новым учебным годом в центр хлынули победные донесения о погашении задолженности перед учителями. Казалось бы, еще чуть-чуть и педагогам просто некуда будет девать деньги. Однако в некоторых регионах работники школ так и не дождались своих кровных. В Алтайской Республике за сентябрь работникам образования выдали лишь треть положенного жалованья. В Воронежской области общая сумма долга учителям сегодня составляет 111 миллионов рублей, из них почти 35 миллионов недополучил город. В августе глава администрации Александр Ковалев клятвенно заверял педагогов, что до 1 сентября полностью рассчитается с ними. Но и спустя месяц ничего не изменилось. У многих учителей не осталось денег даже на проезд до школы. Местный профсоюз подумывает о проведении забастовки. Сегодня российских учителей прежде всего волнует вопрос: когда же произойдет обещанное повышение зарплаты? Первое, скорее всего, не раньше нового года, следующее – летом.
       Кстати сказать, во всем мире ощущается острая нехватка педагогов по причине низких зарплат. По словам заместителя генерального директора ЮНЕСКО по образованию Джона Дэниэла, миру в ближайшие 10 лет потребуется около 15 млн учителей. По его словам, нехватка учителей обусловлена низкой зарплатой, плохими условиями труда, угрозой личной безопасности и непрестижностью профессии.
       Но ссылки на мировые тенденции являются плохим утешением для российских специалистов. Благо помимо зарплат возникает немало вопросов и к другим разделам статьи расходов на образование будущего бюджета. При внимательном рассмотрении выясняется, что среди всех образовательных статей в выгоде оказались лишь расходы на коммунальные услуги и капитальный ремонт. Приоритетные же направления – приобретение научного и методического оборудования, пополнение библиотечного фонда, оплата услуг связи, без которых просто немыслимо оснащение школ и вузов интернетом, увеличение стипендий — оказались вовсе без изменений. Кроме того, по некоторым пунктам бюджетные показатели по сравнению с бюджетом текущего года оказались еще и заниженными. К примеру, в масштабах всей страны на оборудование намечено выделить в пересчете на твердую валюту лишь 30 миллионов долларов, тогда как цены некоторых современных приборов превышают 10 миллионов. На литературу каждый вуз получит лишь сто тысяч рублей.
       На прошедшем недавно заседании Российского общественного совета развития образования специалисты провели собственные расчеты. По мнению ректора Государственного университета Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, необходимо продолжить программу технического перевооружения профессионального образования и увеличить приобретение учебного и учебно-производственного оборудования с 1 до 4 млрд рублей. Не обойтись и без увеличения расходов на приобретение литературы и подписку для учебных библиотек с 0,4 до 1,3 млрд рублей. Финансирование стипендий необходимо повысить на 1,5 млрд рублей. Кроме того, для централизованной переподготовки преподавателей на базе ведущих вузов минимум нужно 0,3 млрд рублей. Также ректоры настоятельно просят расширить финансирование мероприятий федеральной целевой программы «Электронная Россия» на 870 млн рублей. Из них 300 млн предполагается потратить на новые программы профессионального обучения в области информационных технологий, 570 млн рублей – на подключение школ и вузов к интернету. В итоге разница с проектом правительства России – 6,77 млрд рублей.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera