Сюжеты

…А НАМ ВСЕ ДЕЛАЮТ И ДЕЛАЮТ КРАСИВО

Этот материал вышел в № 75 от 15 Октября 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

В Москве прошла III Международная ярмарка украшения жилья и человека В прежнее время в крупных городах СССР процветали художественные салоны, и многие художники-прикладники стремились работать именно для них. Получить заказ на гобелен для...


В Москве прошла III Международная ярмарка украшения жилья и человека
       
       В прежнее время в крупных городах СССР процветали художественные салоны, и многие художники-прикладники стремились работать именно для них. Получить заказ на гобелен для колхозного клуба доводилось нечасто, зато вязанные вручную платья и иные многодельные авторские вещи очень охотно скупали иностранцы. Они вывозили их из страны просто как одежду — без особых пошлин за эксклюзив и большое искусство.
       В ту пору почти несбыточной мечтой каждого совчеловека были сторублевые джинсы Levis и Wrangler, тиражированные тысячу тысяч раз...
       
       Некоторые представления о бытовых евростандартах до нас, выросших в бесформенной школьной форме немаркого мышиного цвета, все же доходили. И все же... Помню, как под занавес 70-х собирался поступать в художественно-промышленное училище. Желание пропало после Дня открытых дверей. Будущим абитуриентам внятно объяснили: это на Западе существуют дизайн и дизайнеры. А у нас, в стране социализма, — ни того, ни другого, только «художники-конструкторы». Причем художники — во вторую очередь.
       С тех пор кое-что, конечно, изменилось. Посетив в последние годы турецкие и испанские курорты, а следовательно, и их прибрежные магазины, россияне и россиянки с удивлением и даже негодованием обнаружили несходство своих представлений с чужими традициями ценообразования и престижности: свитер-самовяз оказался заметно дороже джемпера машинной работы. И роскошный офсетный постер с персидскими котятами, мечта советских бухгалтерий, был более доступен по цене, чем пасмурный этюд маслом размером с открытку.
       Не сказать, что высокое искусство сегодня вошло в каждый дом. Пока рано говорить о всеобщем приятии европейских представлений на бытовом уровне. Разглядывая журналы, неизбежно наткнешься, допустим, на звезду российской эстрады или спорта в ужасающих интерьерах. Под картиной, по поводу которой неясно, плакать или смеяться.
       Очередную возможность убедиться, как непросто преодолеть желание «сделать нам красиво», в октябре дала ярмарка «Амбьенте Россия» в Центральном Доме художника. Она задумана как камерное подобие знаменитой Международной ярмарки украшения жилья и человека Ambiente во Франкфурте-на-Майне и состоялась в Москве в третий раз. Одновременно с ней прошли ChristmasWorld Rossija (новогодние и праздничные украшения и фитодизайн), PaperWorld Rossija (канцтовары) и BeautyWorld Rossija (модные аксессуары и косметика).
       В 1999 году наши творческие союзы отнеслись к новому начинанию компании «Экспо-Парк» с большим подозрением, а представитель столичного департамента потребительского рынка и услуг обвинял устроителей в потворстве захвату российского рынка западными производителями. На деле такая угроза пока не слишком велика: хотя в этот раз объединенная ярмарка и исчерпала возможности площадей ЦДХ, «список ожидания» из будущих участников, на манер Франкфурта, формировать не пришлось. В отличие от традиционной Ambiente, где посетителями могут стать только специалисты, в Москве не требовалось при входе доказывать профессиональную заинтересованность: стоимость билета для любого желающего была одинакова.
       Каждый народ заслуживает дизайна, о котором мечтает.
       Если правда, что в вещах отражается способ мышления не только их авторов, но и будущих владельцев, нынешние экспозиции вновь продемонстрировали несхожесть европейских и российского менталитетов. Еще на первой «Амбьенте Россия» даже не слишком искушенный зритель мог безошибочно определить тех самых «отечественных производителей», что воспитаны на красотах Глазунова и Шилова. Фарфоровые сенбернары и борзые в натуральную величину грелись у электрокаминов с бутафорскими электродровами. На всем было множество золотых и серебряных завитушек; для любителей истинно духовного — посуда с воспроизведением гордого профиля Анны Ахматовой. (Так и представлялось, как ложки и вилки под конец застолья стали бы лязгать по лицу поэта.)
       В этот раз сенбернары вновь встречали посетителей у входа — видимо, их уже можно отнести к неизменным «новорусским» атрибутам. Были бы звери живые, для корма подошли бы «контейнеры пищевые» со стенда неподалеку; подобную продукцию лет десять назад довелось в изобилии видеть в напрочь пустых северокорейских универмагах. А для дрессировки сгодились бы керамические кусочки сахара с еще одного стенда, также несущего повседневную красоту в российский быт.
       На стенде «Русская классика» публике предлагают почти карманные конные монументы «Император Александр III» двух видов: тонированные и многоцветные; стендист готов обсудить возможность скидки на партию императоров (интересно, как бы их можно было использовать?). Комикс из жизни Емели и Щуки представлен на животах расписных матрешек — экспозиция с аббревиатурой Р.Т.С. оказывается, конечно же, «Русским традиционным сувениром» из Петербурга. Среди других его живописных сюжетов выделяются расписные яйца по мотивам полотен Айвазовского. Богато.
       В роскошный кожаный псевдодвухтомник History of the World на стенде «Фолиант декор» вмещаются три бутылки и шесть стаканов. Выпить можно также и из «Подарочного изделия «Собор Россия», доставленного из города Асбеста, — нужно только отвернуть маковку у одного из хрустальных памятников архитектуры...
       Китчевые воплощения национальной идеи заметно отличались от центральной экспозиции ярмарки — коллекции Design plus, составленной из образцов первоклассного евродизайна. Самые незатейливые бытовые предметы доведены здесь до предельного лаконизма и полностью подчинены функциональному назначению.
       ...Долгое время российские представления о красоте смешивались с представлениями о богатстве, выставляемом напоказ. И чем нереальнее казались такие богатства в стране, где интерьеры главного — президентского — самолета при Ельцине оказались оформлены в дворцовой эстетике ХVIII века, а доходы миллионов граждан недотягивают до необходимого прожиточного минимума, тем сильнее запутывались эти понятия. Очередная столичная «Амбьенте Россия» доказала еще раз: разговоры о присутствии нашего отечества в мировом эстетическом пространстве пока преждевременны.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera