Сюжеты

…А НАМ ВСЕ ДЕЛАЮТ И ДЕЛАЮТ КРАСИВО

Этот материал вышел в № 75 от 15 Октября 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

В Москве прошла III Международная ярмарка украшения жилья и человека В прежнее время в крупных городах СССР процветали художественные салоны, и многие художники-прикладники стремились работать именно для них. Получить заказ на гобелен для...


В Москве прошла III Международная ярмарка украшения жилья и человека
       
       В прежнее время в крупных городах СССР процветали художественные салоны, и многие художники-прикладники стремились работать именно для них. Получить заказ на гобелен для колхозного клуба доводилось нечасто, зато вязанные вручную платья и иные многодельные авторские вещи очень охотно скупали иностранцы. Они вывозили их из страны просто как одежду — без особых пошлин за эксклюзив и большое искусство.
       В ту пору почти несбыточной мечтой каждого совчеловека были сторублевые джинсы Levis и Wrangler, тиражированные тысячу тысяч раз...
       
       Некоторые представления о бытовых евростандартах до нас, выросших в бесформенной школьной форме немаркого мышиного цвета, все же доходили. И все же... Помню, как под занавес 70-х собирался поступать в художественно-промышленное училище. Желание пропало после Дня открытых дверей. Будущим абитуриентам внятно объяснили: это на Западе существуют дизайн и дизайнеры. А у нас, в стране социализма, — ни того, ни другого, только «художники-конструкторы». Причем художники — во вторую очередь.
       С тех пор кое-что, конечно, изменилось. Посетив в последние годы турецкие и испанские курорты, а следовательно, и их прибрежные магазины, россияне и россиянки с удивлением и даже негодованием обнаружили несходство своих представлений с чужими традициями ценообразования и престижности: свитер-самовяз оказался заметно дороже джемпера машинной работы. И роскошный офсетный постер с персидскими котятами, мечта советских бухгалтерий, был более доступен по цене, чем пасмурный этюд маслом размером с открытку.
       Не сказать, что высокое искусство сегодня вошло в каждый дом. Пока рано говорить о всеобщем приятии европейских представлений на бытовом уровне. Разглядывая журналы, неизбежно наткнешься, допустим, на звезду российской эстрады или спорта в ужасающих интерьерах. Под картиной, по поводу которой неясно, плакать или смеяться.
       Очередную возможность убедиться, как непросто преодолеть желание «сделать нам красиво», в октябре дала ярмарка «Амбьенте Россия» в Центральном Доме художника. Она задумана как камерное подобие знаменитой Международной ярмарки украшения жилья и человека Ambiente во Франкфурте-на-Майне и состоялась в Москве в третий раз. Одновременно с ней прошли ChristmasWorld Rossija (новогодние и праздничные украшения и фитодизайн), PaperWorld Rossija (канцтовары) и BeautyWorld Rossija (модные аксессуары и косметика).
       В 1999 году наши творческие союзы отнеслись к новому начинанию компании «Экспо-Парк» с большим подозрением, а представитель столичного департамента потребительского рынка и услуг обвинял устроителей в потворстве захвату российского рынка западными производителями. На деле такая угроза пока не слишком велика: хотя в этот раз объединенная ярмарка и исчерпала возможности площадей ЦДХ, «список ожидания» из будущих участников, на манер Франкфурта, формировать не пришлось. В отличие от традиционной Ambiente, где посетителями могут стать только специалисты, в Москве не требовалось при входе доказывать профессиональную заинтересованность: стоимость билета для любого желающего была одинакова.
       Каждый народ заслуживает дизайна, о котором мечтает.
       Если правда, что в вещах отражается способ мышления не только их авторов, но и будущих владельцев, нынешние экспозиции вновь продемонстрировали несхожесть европейских и российского менталитетов. Еще на первой «Амбьенте Россия» даже не слишком искушенный зритель мог безошибочно определить тех самых «отечественных производителей», что воспитаны на красотах Глазунова и Шилова. Фарфоровые сенбернары и борзые в натуральную величину грелись у электрокаминов с бутафорскими электродровами. На всем было множество золотых и серебряных завитушек; для любителей истинно духовного — посуда с воспроизведением гордого профиля Анны Ахматовой. (Так и представлялось, как ложки и вилки под конец застолья стали бы лязгать по лицу поэта.)
       В этот раз сенбернары вновь встречали посетителей у входа — видимо, их уже можно отнести к неизменным «новорусским» атрибутам. Были бы звери живые, для корма подошли бы «контейнеры пищевые» со стенда неподалеку; подобную продукцию лет десять назад довелось в изобилии видеть в напрочь пустых северокорейских универмагах. А для дрессировки сгодились бы керамические кусочки сахара с еще одного стенда, также несущего повседневную красоту в российский быт.
       На стенде «Русская классика» публике предлагают почти карманные конные монументы «Император Александр III» двух видов: тонированные и многоцветные; стендист готов обсудить возможность скидки на партию императоров (интересно, как бы их можно было использовать?). Комикс из жизни Емели и Щуки представлен на животах расписных матрешек — экспозиция с аббревиатурой Р.Т.С. оказывается, конечно же, «Русским традиционным сувениром» из Петербурга. Среди других его живописных сюжетов выделяются расписные яйца по мотивам полотен Айвазовского. Богато.
       В роскошный кожаный псевдодвухтомник History of the World на стенде «Фолиант декор» вмещаются три бутылки и шесть стаканов. Выпить можно также и из «Подарочного изделия «Собор Россия», доставленного из города Асбеста, — нужно только отвернуть маковку у одного из хрустальных памятников архитектуры...
       Китчевые воплощения национальной идеи заметно отличались от центральной экспозиции ярмарки — коллекции Design plus, составленной из образцов первоклассного евродизайна. Самые незатейливые бытовые предметы доведены здесь до предельного лаконизма и полностью подчинены функциональному назначению.
       ...Долгое время российские представления о красоте смешивались с представлениями о богатстве, выставляемом напоказ. И чем нереальнее казались такие богатства в стране, где интерьеры главного — президентского — самолета при Ельцине оказались оформлены в дворцовой эстетике ХVIII века, а доходы миллионов граждан недотягивают до необходимого прожиточного минимума, тем сильнее запутывались эти понятия. Очередная столичная «Амбьенте Россия» доказала еще раз: разговоры о присутствии нашего отечества в мировом эстетическом пространстве пока преждевременны.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera