Сюжеты

ДАРЫ СНОВИДЕНИЙ

Этот материал вышел в № 76 от 18 Октября 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Спать надо уметь, а видеть сны — искусство Мир, в котором мы живем, не слишком хорошо подходит для приятных сновидений. Но каким бы стрессом не оборачивался день, ночь все равно приносит сон. Человек, спящий восемь часов, шесть из них...


Спать надо уметь, а видеть сны — искусство
       


       Мир, в котором мы живем, не слишком хорошо подходит для приятных сновидений. Но каким бы стрессом не оборачивался день, ночь все равно приносит сон. Человек, спящий восемь часов, шесть из них видит сны, даже если утром и не помнит об этом. Как же поймать ускользающую тень воспоминания о ночном путешествии сознания?
       Спать надо уметь, а видеть сны и понимать их — искусство. Мария Волченко, кандидат философских наук, член международной ассоциации по исследованию сновидений, автор книги «Пленники сновидений», уже много лет исследует ночную реальность сознания. На семинарах в России, США и других странах Мария Волченко учит людей бережно и правильно относиться к своим снам
       
       Многие люди вообще не помнят своих снов, большинство из помнящих никак их не используют и лишь немногие пытаются со своими снами разобраться всерьез. А тут есть с чем разбираться — ведь мы проводим во сне почти половину жизни. Итак, отправляясь путешествовать по стране сновидений, какой багаж я могу взять с собой и что могу принести, возвращаясь обратно? Что способствует запоминанию и пониманию снов? Что значит «работать со снами» и в чем различие между снами и иллюзиями?
       Многие выдающиеся люди не скрывали, что источником их блестящих идей и прозрений были сны. Сальвадор Дали сознательно использовал возможности сна для подготовки к работе над новой картиной. Р. Л. Стивенсон превращал свои сновидения в приключенческие романы. Д. И. Менделеев увидел во сне знаменитую периодическую таблицу элементов. Альберт Эйнштейн рассказывал, что его научный путь, приведший к созданию теории относительности, можно представить как медитацию на ярком сновидении, увиденном еще в юности. В этом сне он катился на санках, скорость которых непрерывно росла, пока не достигла скорости света. И тогда он увидел, что звезды изменили свою форму и рассыпались цветами.
       Во сне можно путешествовать в удивительные миры, совершать открытия, догадываться о вещах, до которых нам трудно дойти при свете дня. Но что же мешает большинству из нас воспользоваться этой удивительной возможностью сновидения? Американский психолог Энн Фаради утверждает, что мы живем в мире, крадущем у нас сны. Все современное образование, вся жизнь в цивилизованном социуме устроены так, что мы уже с детства приучаемся жить по алгоритму, то есть выполняя набор правил. Если наше поведение соответствует этим правилам, то все в порядке, если нет — наступает наказание. В результате логическое мышление (или левое полушарие) развивается за счет того, что подавляет в нас художественное начало (или правое полушарие). Именно поэтому истинные художники, музыканты, поэты оказываются неприспособленными к практическим потребностям «правильного» существования в современном мире. Именно поэтому многие «хорошо приспособленные» не помнят свои сны… К тому же непрерывное ускорение жизни по алгоритму приводит к конфликтам, стрессам, депрессии, и человек, не привыкший помнить свои сны, вдруг просыпается в холодном поту, запомнив кошмар.
       Сон и сновидения связаны с событиями дневной реальности гораздо сильнее, чем это кажется на первый взгляд. Засыпая после насыщенного заботами дня, человек продолжает думать о каких-то проблемах, вести бесконечный внутренний диалог, прокручивать в памяти картинки прошедшего дня или просмотренного перед сном фильма. И весь этот багаж тяжелым грузом наваливается на спящего, заставляя его беспокойно ворочаться с боку на бок. Наутро такой неудачливый сновидец или ничего не помнит, или помнит бессмысленный, оборванный сюжет. Есть и другой вариант: проснуться среди ночи от кошмарных видений…
       Опытный сновидец, относящийся к снам как к важной части своей жизненной реальности, никогда не станет засыпать с таким «багажом». Опытный сновидец сначала стряхнет с себя суету дня, постарается избежать длительных телефонных разговоров и хотя бы на пару часов перед сном освободит себя от суеты телепрограмм. (Телевизор — одно из самых мощных средств подавления и засорения наших снов!)
       Не рекомендуется также засыпать с газетой, учебником или захватывающим околохудожественным чтивом. Поскольку наши сновидения, как и мы сами, вынуждены подчиняться биологическим часам, желательно заснуть до полуночи. Совсем неплохо провести время перед сном, слушая музыку, рисуя, читая какую-нибудь книгу о сновидениях или собственный дневник сновидений, а также... убирая свою комнату и наводя идеальный порядок и красоту вокруг вашего спального места. Можно шить, мастерить, чинить, стирать, готовить и, конечно, поужинать и пообщаться в кругу семьи.
       Сны не стоит оставлять неразгаданными — их надо анализировать. Записывая детали этого путешествия в дневник сновидений, я прежде всего стараюсь понять, что принес мне этот сон или что полезное я смогла из него вынести. Записывать сон надо обязательно, придет время, и вы не пожалеете, что смогли вернуться к этой записи!
       Есть несколько простых секретов, помогающих удержать сновидение в памяти и сохранить его на бумаге. Во-первых, записывать надо обязательно в тетрадь, а не на случайный листочек. Эта тетрадь должна всегда находиться недалеко от изголовья, чтобы утром не растерять память о снах, пытаясь припомнить, куда же подевалась эта самая тетрадка. В тетрадке полезно оставлять широкие поля — мало ли какие еще детали всплывут в памяти задним числом, да и комментарии иногда появляются при перечитывании текста. Такое перечитывание непосредственно перед сном — самое мощное средство для настройки на хороший, глубокий сон, а также лучший способ помнить сны после пробуждения.
       Со временем каждый сновидец вырабатывает наиболее удобную для себя форму записи, но для начала можно воспользоваться следующим списком вопросов.
       1. В каком эмоциональном и физическом состоянии вы проснулись?
       2. Какая эмоция оставила почти физическое ощущение? (Например, тяжесть или пустота в груди, тепло на сердце, нервная дрожь и т.п.)
       3. Какие цвет и свет преобладают в пространстве сновидения? (Например, яркий дневной свет, голубое свечение, полумрак.)
       4. Какое это время дня или время года?
       5. Действие сна происходит в закрытом помещении или под открытым небом?
       6. Что является источником света?
       7. Каковы основные особенности (приметы) этого помещения или пейзажа?
       8. Как расположены основные объекты?
       9. Какие действующие лица присутствуют в этом сне?
       10. Что они делают?
       11. Что вы сами делаете в этом сне? (Например, активный участник или пассивный наблюдатель.)
       12. Как вы выглядите в этом сне? (Возраст, одежда, внешность.)
       
       Не надо расстраиваться, если поначалу ваши воспоминания о сне будут неполными, отрывочными. Вы можете запомнить только краткий эпизод: прогулку по лесу и необъяснимое волнение… Записывать надо все равно и обязательно перечитывать перед сном. Главный секрет записи, которая при перечитывании будет настраивать вас на более отчетливые сны, а возможно, на продолжение истории предыдущего сна, — это запись в настоящем времени. Например: «Ощущение тоски. Солнечный летний день. Я иду через лес. Дорога ведет к дому. Я подхожу ближе и узнаю дом своего детства. Неожиданно дверь открывается и…»
       Обратите внимание на особенность записи: это не просто запись события, а прежде всего описание картинки. Нетренированность образного мышления и зрительной памяти — это еще одна причина, по которой сны вспоминаются с трудом. Но развиваются эти способности на удивление успешно, и все благодаря тому же скучному упражнению: педантичной записи снов. Поставьте себе задачу вспомнить и зафиксировать как можно больше деталей из обстановки сна, и детали начнут вспоминаться. А попутно развивается умение словесно передать содержание зрительных образов в максимально краткой и емкой форме.
       Но стоит ли тратить время и углубляться в содержание сновидений? Рациональные люди скажут вам, что сны — это то же самое, что иллюзии и фантазии, а потому не заслуживают серьезного внимания. Однако воспоминания о событиях сна и воспоминания о событиях дневной жизни фиксируются в памяти одинаково. Мы не придумали эти события, не нафантазировали, мы их просто видели как свидетели или принимали в них участие. И не может быть, чтобы наступающие каждую ночь шесть часов удивительных сновидений были совсем бесполезны!
       
       Стивен Кинг, знаменитый автор бестселлеров, никогда не пренебрегает своими снами, в том числе и кошмарными. В своих интервью он откровенно рассказал публике о снах, послуживших основой для многих сюжетов его произведений. Но и у признанного писателя не все сны бывают источниками творческих идей, бытовые проблемы присутствуют у всех. Стивен Кинг приводит пример повторяющегося сна, который он обычно видит, когда его подпирают сроки окончания работы, а текст еще не готов. Вот этот сон: «Я выполняю какую-то тяжелую работу в тесной жаркой комнате, напоминающей мне комнату, в которой я жил, когда был подростком. Оттуда ведет дверь на веранду, и я знаю, что на веранде — сумасшедшая женщина. Я обязательно должен закончить свою работу, иначе эта женщина придет и расправится со мной. В какой-то момент дверь распахивается, и эта женщина выскакивает оттуда со скальпелем в руках. У нее торчащие во все стороны белые волосы, напоминающие одуванчик».
       Этот сон кажется куском бреда, но не стоит считать сны, засоренные суетой, почти повторяющие рутину дня, такими уж бесполезными. Важно научиться понимать их. Вот, к примеру, сновидение, описанное другим автором — русской писательницей Тэффи: «Вот был у меня когда-то сон. Я пришла в дом к человеку, которого когда-то любила. И там встретили меня его мать и сестра, очень холодно встретили и все повторяли, что он занят, и не пускали меня к нему. И я решила уйти. И, уходя, увидела себя в зеркале и застонала. У меня оказалось толстое, затекшее лицо, крошечные косые глазки, а на голове шляпка со стеклярусом, как носили у нас когда-то старые мещанки, на плечах бурая пелеринка, на короткой шее гарусный замызганный шарфик. Боже мой! Отчего же я такая? — тут я поняла. В этом доме меня видят такой».
       Подобное маленькое озарение относительно истинного отношения к вам ваших знакомых и предвидение какой-то бытовой проблемы, и круговорот образов, связанных с тем, о чем днем подумать надо бы, да некогда, — все это может проявиться в снах. В сущности, сновидения пытаются привлечь ваше дневное внимание к чему-то важному. Поэтому первый вопрос, который я задаю себе, проснувшись и записав в дневник отчет о сновидческих путешествиях, звучит вот так: «Почему именно этот сон приснился мне именно сегодня?» Я присматриваюсь к текущим событиям дневной реальности и начинаю находить иногда забавные, иногда поразительно точные аналогии. Получается, что, продолжая работать, точнее сотрудничать, со своими снами в дневное время, я становлюсь максимально внимательной к окружающей действительности, и у меня уже просто нет ни времени, ни интереса погружаться в фантазии и витать в облаках. Довольно часто мне приходится слышать задним числом истории о сбывшихся снах — о потерянных или украденных предметах. Здесь нет никакой мистики, просто наше внутреннее внимание «бдит» и намекает, что надо бы прятать кошелек поглубже в сумку и не забывать включать сигнализацию на машине.
       
       В сущности, настоящая работа со сновидениями — это не поиск удовлетворительного объяснения в соннике и не попытка получить интерпретацию вашего сна от другого человека, пусть даже и специалиста в этой области. Запись снов в дневник представляет собой лишь малую толику, самое начало пути. Работа со своими сновидениями — это работа над собой, это прояснение собственной души. Если терпеливо идти по этому пути, то со временем сны станут настолько ясными, что вопрос их интерпретации возникать не будет. Сны, освобожденные от суеты, и приносят то, что можно назвать внутренней мудростью. Есть древняя легенда о том, как боги решили надежно спрятать от людей знания о тайнах жизни. Один бог хотел спрятать их на вершине горы, другой — в недрах земли, третий сказал: «Положите их на дно моря. Они никогда там их не найдут». Но ни одно из решений не удовлетворяло всех. Наконец один из богов предложил: «Давайте поместим это знание внутри них. Они никогда не заглянут туда!» Но именно туда — в глубь себя, в хранилище тайных знаний — может заглянуть опытный сновидец...
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera