Сюжеты

ОН СЛИШКОМ МНОГО ЗНАЕТ?

Этот материал вышел в № 77 от 22 Октября 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Что стоит за сообщениями газет о возможном уходе Александра Вешнякова? Полтора года президентского правления Путина были отмечены довольно консервативной кадровой политикой: большинство ключевых фигур, таких, как глава администрации или...


Что стоит за сообщениями газет о возможном уходе Александра Вешнякова?
       
       Полтора года президентского правления Путина были отмечены довольно консервативной кадровой политикой: большинство ключевых фигур, таких, как глава администрации или премьер-министр, до сих пор остаются на своих местах. Тем не менее не очень быстрая, но планомерная смена команды происходит – министр обороны, внутренних дел, глава «Газпрома»… Изменения «точечные», но как раз в имеющих ключевое значение точках. Теперь вот в российских политических кругах идут разговоры о грядущей смене председателя ЦИКа. Имеют ли они основу под собой?
       На первый взгляд не вполне понятно, для чего менять руководителя Центризбиркома именно сейчас, когда до начала предвыборной кампании в Госдуму остается еще полтора года. Впрочем, возможно, для президентских структур некоторый смысл есть, причем именно теперь.
       В нынешнем году Кремль со все возраставшим недовольством наблюдал, как те политики, на которых он делал ставку, один за другим проигрывают региональные выборы, а побеждают вместо них те, кого бы администрации президента видеть категорически не хотелось.
       Скандальным поражением кандидата, открыто на своих плакатах объявлявшего, что его поддерживает сам Путин, завершилось народное волеизъявление в Приморье. В Нижнем полпред Сергей Кириенко, слегка поморщившись, пообещал конструктивно работать с новым «красным» губернатором, но ситуация в Поволжье явно не порадовала Москву. В Иркутске «спасло» только то, что у кандидата-оппозиционера не хватило денег и оргвозможностей, дабы обеспечить контроль над всеми избирательными участками… Несколько иной результат наблюдался в Ростове – но там действия избиркомов, как местного, так и центрального, особой ловкостью не отличались, и выгодный исход удалось обеспечить только ценой крупного скандала. А еще можно вспомнить Тулу, Камчатку… А серия широкомасштабных выборных баталий, парламентских и президентских, в общем-то, уже не за горами.
       Вешняков, пришедший в ЦИК из, мягко говоря, не слишком любимого в Кремле Верхсовета РСФСР, в коридорах высшей исполнительной власти никогда не воспринимался как полностью «свой».
       Если допустить, что администрация президента заинтересована остановить эту череду неблагоприятных для нее политических процессов, то понятно ее желание видеть во главе Центральной избирательной комиссии кого-то нового (лучше бы питерца). Но, с точки зрения «политтехнологов» со Старой площади, перемены осуществлять можно только загодя: новый руководитель ЦИК должен набраться практического опыта перед столь ответственными мероприятиями, как президентская и парламентская гонки.
       Нельзя сказать, чтобы на столь заметный пост невозможно было найти иного претендента. Поискать, вероятно, можно было бы даже в самом нынешнем Центризбиркоме, в окружении Александра Альбертовича. Но очевидно, что ставить совершенно непроверенного человека было бы просто опасно, особенно в условиях, когда российские законы действуют подчас весьма избирательно (достаточно вспомнить приморский казус).
       В то же время против версии о скором смещении Александра Вешнякова и его переходе, например, на дипломатическую работу в одну из южных стран, можно возразить: к тому есть технические сложности. Сам он ни в какую отставку явно не собирается. А ведь председатель ЦИК избирается ее членами, только треть которых назначается президентом страны (остальных поставляют палаты парламента). Хотя Совет Федерации уже не тот, что был когда-то, он ныне куда уступчивее (при том, что у многих региональных лидеров лично на Вешнякова давно вырос большой зуб). Конечно, Вешняков – это не Юрий Скуратов, который держался за пост до последнего. С другой стороны, можно еще поспорить, кто из них двоих – опальный генпрокурор или глава Центральной избирательной комиссии — знает больше тайн российской политической кухни: о том, как финансировались те или иные выборы, как партиями собирались подписи и так далее… Его откровения могут многих заставить понервничать. Впрочем, если продолжать аналогию со Скуратовым, то ведь он же счел за лучшее в итоге ничего сенсационного российской общественности и не говорить.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera