Сюжеты

ВЕТЕР С ВОСТОКА

Этот материал вышел в № 78 от 25 Октября 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Красная вуаль, шаровары, ткань из бамбука — новые веяния приходят в мировую моду Что вы представляете, когда произносите слово «мода»? Я уверена, что большинство из нас представляет длинный подиум с субтильными манекенщицами на нем или в...


Красная вуаль, шаровары, ткань из бамбука — новые веяния приходят в мировую моду
       


       Что вы представляете, когда произносите слово «мода»? Я уверена, что большинство из нас представляет длинный подиум с субтильными манекенщицами на нем или в крайнем случае улыбающееся лицо Юдашкина. Но ведь на самом деле мода — это не только джентльменский набор Париж — Милан — Нью-Йорк, подиумы, свет софитов и Клаудиа Шиффер. Мода слишком разнообразна, чтобы пытаться втиснуть ее в узкие рамки Европа—Америка. Она, как говорится, многолика. И выражение многих ее лиц поистине странно
       
       Восток — дело тонкое
       Меня всегда интересовал вопрос, существует ли мода в обществах, где отношение к женщине… Гм… Как бы это выразиться… Не совсем лояльно. Разумеется, любой правоверный мусульманин вам скажет, что подчинение канонам моды — это своего рода несвобода. У нас моды как таковой нет, поэтому наша женщина не должна подчиняться ее канонам, а значит, она свободна.
       Получается довольно интересный софизм. Думаю, что в этом утверждении есть изрядная доля восточного лукавства. И дело тут вовсе не в пресловутом вопросе свободы-несвободы. Дело в том, что даже в ортодоксальных исламских обществах мода все же есть.
       Буквально пару лет назад в магазинах Египта появилась странная новинка. За этой новинкой выстраивались огромные очереди, причем покупательниц не смущала довольно высокая цена. Этой новинкой был купальник для… шариатской женщины. Творение исламских модельеров имело длинный рукав, коротенькую юбочку и надевалось... поверх шаровар. Ортодоксально-религиозные дамы восприняли появление купальника с нескрываемой радостью и начали быстренько сметать его с прилавков. Ведь при всем уважении к мусульманской морали дамам порядком поднадоело ходить на пляж с головы до ног упрятанными в одежду. Для непосвященных скажу: по законам шариата женщина может купаться только полностью облаченной в верхнюю одежду, включая платок на голове.
       Пока дамы выбирают фасоны купальников, а также цвета (надо ведь, чтобы он подходил тон в тон к шароварам), высшие шариатские власти Египта пытаются вернуть заблудших овец в стадо. «Мы не признаем «купальный костюм шариата», — говорит один из духовных лидеров Египта шейх Махмуд аль-Ханафи, — потому что единственной одеждой для женщины является мусульманское платье, которое защищает ее от нескромных взглядов». Это платье должно быть плотным, непросвечивающим, а также непривлекательным. Почему непривлекательным? «Потому что вокруг, — объясняет шейх, — могут быть мужчины-иностранцы, которые очень любят рассматривать, во что одета женщина».
       «Женщины, революция освободила вас!» — помнится, говаривал товарищ Сухов. На этот раз наиболее продвинутая часть Гюльчатай сама, без всяких революций решила открыть свое личико.
       
       «И нашим и вашим…» — решила Минажат Гасанова и создала свою первую коллекцию исламской одежды
       Нашу страну в плане моды почему-то принято считать отсталой. Зато теперь мы можем гордиться. Ура! Первая серьезная попытка примирить моду и ислам сделана именно в нашей стране.
       Имя реформаторши — Минажат Гасанова. Сама она модельер и родилась в Дагестане.
       В этой республике ислам имеет очень сильные позиции. Поэтому многие девушки и женщины не хотят носить европейскую «нескромную» одежду. С каждым годом все больше махачкалинских студенток, не говоря уже о менее образованной части женщин, по доброй воле отказываются носить короткие юбки и выходить из дома с непокрытой головой.
       Заслуга же Минажат в том, что она попыталась сделать исламскую одежду красивой. Она сочетает закрытость народного дагестанского костюма с… (кто бы мог подумать!) французской модой. От такого кажущегося на первый взгляд нелепым брака родилось очень красивое дитя.
       Минажат сочетает в своих коллекциях западный шик с восточной утонченностью. Для создания своей одежды она использует шифон, бархат, гипюр, различные ткани-стрейч, то есть все те пластичные ткани, что выгодно подчеркивают фигуру. Однако ни в одной из ее моделей нет глубокого декольте. Юбки полностью закрывают ноги, а к каждому костюму прилагается небольшой головной убор, чтобы закрыть волосы.
       И пока во многих исламских государствах ведутся споры, что можно позволить женщине в одежде и чего нельзя, Минажат решает эту проблему легко и изящно. Что лишний раз доказывает, что в исламских странах моду для женщин должны делать женщины.
       
       Выход невесты в красном
       Странная мода пошла ныне в Китае. Юные невесты так и норовят одеться (о ужас!) в белое платье, чтобы соответствовать таким образом европейскому образцу. Старые люди неодобрительно качают головами: мол, в наше время ни за что не могло быть такого, чтобы невеста во время брачной церемонии была одета в платье такого цвета. Ведь белый на Востоке — цвет траура…
       Тем не менее «порядочные» китайские девицы, уважая традиции своих бабушек и дедушек, предпочитают свадебный костюм более традиционного — красного — цвета.
       Откуда же взялась такая традиция? Даже в наше просвещенное время в Китае верят в злого духа по имени Ньян. Это существо обычно вредит людям. Однако есть управа и на него, потому что оно не выносит красного цвета. Вот почему в Китае красный цвет исстари был в большом фаворе. Стены многих храмов, двери и оконные рамы домов в Китае часто красного цвета. Новогодние подарки также принято дарить завернутыми в красную бумагу. Что уж тогда говорить о традиционном облачении невесты?!
       Китайская невеста всегда появлялась на церемонии в красном шелковом одеянии. Причем ее лицо также было покрыто чем-то наподобие красной воздушной вуали. Злые духи, понимаешь, не пройдут!
       
       А тем временем в Стране восходящего солнца, якудзы и камикадзе
       Японцы, как известно, всегда относились с большим недоверием к европейцам и их «басурманской» моде. В наше время большинство работающих японцев вынуждены носить европейскую одежду — так положено по регламенту. Ведь на самом же деле неудобно сидеть за компьютером в кимоно с широкими рукавами или складывать деловые бумаги в традиционный фуросики (фуросики — это платок, в котором японцы носят вещи). Но японцы не были бы японцами, если бы и на этот раз не придумали что-нибудь особенное.
       Ткань из бамбука появилась в Японии недавно. И сразу же начала там пользоваться бешеной популярностью, несмотря на довольно высокую цену. Скромная блузочка из бамбука в Стране восходящего солнца может обойтись вам в 200, а то и в 300 зеленых, но совсем не бамбуковых долларов. Эта ткань легка, прочна, приятна телу. В одежде из нее не жарко в зной, к тому же она очень удобна в носке и стирке в отличие от того же шелка.
       Другой интересной и дорогостоящей новинкой японского рынка оказались портфели и сумки из кожи акулы. Существует такой вид маленькой черной глубоководной акулы, которую японцы ловят из-за очень ценного масла, которое содержится в организме этой рыбы. Мясо потом идет на пирожки. А шкура? Ну не пропадать же добру! Японцы научились виртуозно выделывать ее, создавая целые шедевры галантерейного искусства. Мужья жмутся — дорого. Ничего, зато их жен цена не смущает.
       
       Зачем папуасу штаны?
       Ну что мы все о моде, о моде… В некоторых местах земного шара мода отменена. Есть народы, которые исповедуют радикальный вариант: не надевать на себя ничего. Это дешево, просто, удобно, нигде не жмет, нет зависти к хорошо одетому соседу и, главное, нет проклятой аллергии на шерсть или синтетику. И опять же со стиркой никаких проблем.
       Представители индусской секты нага считают, что единственно возможной одеждой может являться только… борода. Некоторые африканские и племена Папуа и Новой Гвинеи полностью согласны с этим мнением.
       Известный путешественник Михаил Домогацких в своей книге «Ожерелье Экватора» приводит слова одного миссионера в Папуа: «Мы хотим цивилизировать папуасов. Начинаем это, извините, со штанов. Решено дать каждому мужчине шорты, чтобы не ходили голые, заставляем надевать их. Мужчины надевают, конечно, ведь власти рядом. Веселятся, когда видят друг друга в таком наряде. Потом уходят к себе в клан, снимают штаны и засовывают их под нары, на которых спят. И продолжают ходить голыми».
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera