Сюжеты

ГОРОД — ДЯДЬКА, КОТОРЫЙ ВСЕ ВРЕМЯ ДЫМИТ

Этот материал вышел в № 79 от 29 Октября 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Юрий Сафроновсобкор в Париже

 

Нижний Тагил — город особенный, это такой вечно грязный дядька, не считающий необходимым смахивать со спецовки металлическую пыль. Дядька беспрерывно дымит, а его семья, растущая с каждым веком, принуждена дышать всей этой дрянью. Больше...


       


       Нижний Тагил — город особенный, это такой вечно грязный дядька, не считающий необходимым смахивать со спецовки металлическую пыль. Дядька беспрерывно дымит, а его семья, растущая с каждым веком, принуждена дышать всей этой дрянью. Больше того, почти вся семья работает, чтобы дядька мог дымить. Не дай бог, охладеет какая домна — большая беда в доме. Дядька — он ведь не только дымит, он кормит. И его все-таки любят — ворчливого, вздорного и грязного, потому что родной
       
       Рита Кузовкова влюблена в первый завод.
       На табличке у проходной написано: «Нижнетагильский чугуноплавильный и железоделательный завод вступил в действие 25 декабря 1725 г.».
       С него началось возвышение династии Демидовых, он стал центром Нижнетагильского округа, включавшего в себя к концу XVIII в. еще восемь заводов.
       С него (с завода, да и с Демидова, наверное) и город (дядька) пошел, и дорос до четырехсот тысяч населения, восемнадцати трамвайных маршрутов, сотни промышленных предприятий, девяноста шести национальностей, трех театров и октябрьской нынешнего года бандитской перестрелки в центре города, когда легли на поле брани двенадцать человек...
       Сейчас это единственный на территории России завод-музей. В октябре 1987 года домны дали последнюю плавку; прощальный гудок — и все. Стоп, машины. Работающий завод перешел в состояние музея. Живой организм стал мумией, которую можно при большом желании вернуть к жизни. Металл иногда поддается воскрешению...
       
       В город приехала коллегия департамента природных ресурсов по Уральскому федеральному округу. Завтра должен подрулить полпред президента, и члены коллегии, набившие сейчас два «Икаруса», будут давать ему отчет об экологической обстановке в городе.
       В будущем — лет через пять, как надеется Рита, — завод-музей станет ядром парка отдыха трудящихся наподобие Рейнского музея промышленности в Оберхаузене.
       И Рита, хрупкая женщина, ведет их по обледенелым уже металлическим ступенькам, по мосткам и переходам; ведет в котельную 1913 года, которая до сих пор отапливает часть города; ведет к «элегантным доменным печам, поросшим абажурами металлоконструкций», рабочие ласково называли их «самоварами» из-за формы; вот турбинное колесо Жирарда, которое с 1806 года приводило в движение прокатный стан, а попало оно к нам путем промышленного шпионажа, спасибо инженеру-механику Ивану Тимме; там, у электростанции, — фигурка женщины, когда-то она умывала двух младенцев, но сейчас, к сожалению, часть композиции (младенцы) утрачена; вот внизу остатки доменной печи тысяча восемьсот тридцатого, видите, одета в кирпич...
       Ведет и извиняется, что мало времени и ничего-то она не успеет толком рассказать.
       Она не так просто, дежурно, извиняется, она часами может говорить о заводе. Местные журналисты, для которых завод-музей уже давно не информационный повод, а вот приезд делегации на завод-музей еще повод, не соизволившие пойти вслед за экскурсоводом в глубь территории, а взявшие блицы на фоне, — так вот они говорят, что Рита «больная на всю голову женщина» (т.е. в переводе на официальный язык «беззаветно предана своему делу») и еще добавляют: «Но классная, правда?»...
       Мечтает запустить белых лебедей. Чтобы плавали себе в водном канале на территории завода, в который приходит вода из искусственного пруда Тагил. А что? — вода тут теплая, прогревается.
       
       О лебедях. Вряд ли в Нижнем Тагиле им понравится.
       Нижний Тагил входит в десятку самых грязных городов России, естественная убыль населения в полтора раза выше, чем в среднем по стране. Монстр, порожденный маленьким заводиком, — Нижнетагильский металлургический комбинат (НТМК) — нещадно загрязняет город (но комбинат, что любопытно, финансирует все работы, производимые на заводе-музее).
       Благодаря своей «экологической неординарности» Нижний Тагил постоянно попадает в списки участников различных программ и конференций с названиями вроде «Усталые города», «Даешь воздух!» или «Куда мы катимся?».
       Как раз в описываемые дни в городе проходил семинар-пленер «Современное искусство: экология искусства в индустриальном ланшафте». Накануне приезда комиссии московский художник Георгий Острецов представил на пруду, воды которого должны по задумке Риты привлечь белых лебедей, свой проект.
       Не беру в расчет художественные задачи, вкратце опишу действо, что просто.
       Пятиметровую черную, как кирзовый сапог, резиновую рыбину привязали к яхте и отвезли на середину пруда. Два голых до трусов «моржа» сплавали за рыбиной и вытащили на берег, а после из ее рта, как из материнской утробы, вытащили черную, тоже как кирзовый сапог, и тоже резиновую (но живую!) женщину.
       На берегу закричали:
       — Ур-ра-а! Эко-чудо! Это мы в будущем!
       Вот и вся акция. Не очень впечатляет. Вот Рита хочет сыграть на контрасте. Над НТМК — дым тринадцати цветов (сам считал), а у нее на старом заводе гуляют дети, едят мороженое и кормят из рук красивых белых птиц...
       
       Сразу скажу, Рита — счастливая, любимая и обеспеченная женщина, мать студента Московского медицинского...
       — Зачем, — спрашиваю, — вам это нужно? История влечет? Может, кто работал на заводе, и это дань предкам?
       — Нет, — отвечает, — никто не работал, просто я человек азартный. Вот впряглась в прошлом году, начали мы эти работы — по очистке, восстановлению, и все. Теперь, пока не закончу, не успокоюсь...
       До 2000 года завод-музей возглавлял заслуженный рабочий Сергей Иванович Хлопотов, который отпахал на старом демидовском сорок лет. Поддерживал, как мог, состояние завода, но оперативного вмешательства не допускал. А надо было. Кое-где стало подтапливать, кое-что стало ржаветь.
       В общем, когда Хлопотов ушел на пенсию, Рита засучила рукава...
       
       ...Члены комиссии направились к автобусам. Упитанные и румянощекие, они излучали довольство: члены узнали много нового, получили ответы на все вопросы (даже на такие примерно: «А куда вы замазученную окалину деваете?») и завтра смогут кое-что порассказать полпреду...
       А мне теперь можно нормально поговорить с Ритой.
       Значит, засучила она рукава...
       — Тут ведь действовал принцип: ничего не выбрасывать. Наслаивались друг на друга — столетие на столетие, кирпич на камень, псевдоготика на модерн.
       Созвали мы «головастеньких» инженеров с комбината. Восстановили чертежи, что-то решили реставрировать, что-то придется делать заново. Начали работать... Завод стал потихоньку преображаться.
       Рита хочет, чтобы завод выглядел так, как будто бы только что погас огонь в домне. Говорит, что через пять лет здесь будет рай. Или что-то вроде.
       Снимут асфальт, под который в советские годы закатали «вечную» брусчатку (в ней 20% титана). На старых уральских заводах обязательно яблони сажали, и они посадят. А еще тут, в конюшенных дворах, был первый заводской театр.
       Про театр Рита молчит, но кто ее знает...
       
       ...Она продолжает свою лекцию.
       — Вот красавец прокатный цех со стеклянной крышей, построен в стиле модерн. Стекло до блеска вычищали, чтобы продлить рабочий день. Фасад механического цеха, тысяча восемьсот сороковой, псевдоготика, здесь ворота были стеклянные, а внутри он деревянный. Работали в механическом круглые сутки, ночью зажигали огромные керосиновые фонари...
       
       И вырос из завода город. И те, что зажигали первые керосиновые фонари, давно ушли. Тяжко они работали, мало кто доживал до сорока. Отчаянные были люди — беглые, каторжане. Кто еще мог податься на Урал, забытый Богом и людьми, фаршированный металлом клок Земли.
       Делали лучшую в мире сталь — прочную, как сталь, и гибкую, как пластилин. Жили и умирали на заводе.
       А сейчас здесь тихо.
       Металл застыл на кирпичных стенах, кишки труб — кое-где в язвах — тянутся и над землей, и к небу. Желтый солнечный блин упал на стеклянную крышу прокатного цеха, пар поднимается от громадной трубы-водостока. На земле лежит «козел», последний чугун из печи. И только вороны кружат над мартеном да у «самовара» прыгает фотохудожник с выставки «Современное искусство»...
       
       А город из завода вырос хороший, очень полезный для страны город вырос.
       В Нижнем Тагиле братья Черепановы придумали первый паровоз, отсюда пошли рельсы на Николаевскую железную дорогу; малахит, добытый здесь, использовался при отделке Зимнего дворца, Исаакиевского собора.
       В годы войны Нижний Тагил принял 40 эвакуированных предприятий и больше 200 тыс. человек. Здесь собрали для фронта 35 тыс. легендарных «тридцатьчетверок» и т.д. и т.п., и всего не перечислить (главное, не забыть о страшном Тагиллаге, сталинском «исправительном учреждении», но тут уж город не виноват)...
       ...И памятник Ленину, один из первых, с 1925: Владимир Ильич в натуральную величину на земном шаре размером с... ну если не с глобус, так с Владимира Ильича. А на постаменте — выдержки из трудов вождя (размышления о важности профсоюзов).
       И трамваи, кажется, ходят круглые сутки.
       Город не может остановиться.
       Его потом нельзя будет запустить...
       

 

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera