Сюжеты

«ЭХ, ПРОКАЧУ!» — ГОВОРИТ ГОСУДАРСТВО. НА ЭТОТ РАЗ — ОТЕЧЕСТВЕННОМУ КИНО

Этот материал вышел в № 79 от 29 Октября 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Кинематографисты, как школьники, начинают киносезон с осени. Об итогах, плавно перетекающих в планы, мы разговариваем с лицом ответственным — руководителем департамента государственной поддержки кинематографии Министерства культуры РФ...


       
       Кинематографисты, как школьники, начинают киносезон с осени. Об итогах, плавно перетекающих в планы, мы разговариваем с лицом ответственным — руководителем департамента государственной поддержки кинематографии Министерства культуры РФ Сергеем Лазаруком, и прежде всего о завершении работы над Федеральным законом о кинематографе…
       
       — Что принесет кинематографистам закон?
       — До сегодняшнего дня мы жили с принятым несколько лет назад законом «О господдержке кинематографии в Российской Федерации». Он касался вопросов, связанных в основном с господдержкой и продвижением отечественных картин, и определил многие правила игры на кинематографическом поле. Замечу, что по этому закону государство может финансировать лишь до 70% тот или иной фильм. Правда, существуют общественно значимые проекты, для которых допускается 90% финансирования.
       В этом году мы определили приоритетными следующие направления – детское кино или фильмы «семейного показа» и кино о Великой Отечественной войне. По этому «зеленому коридору» пройдут: «Звезда» Николая Лебедева, «Созвездие быка» Петра Тодоровского (оба посвящены Великой Отечественной войне), детские картины «Сверчок за очагом» Леонида Нечаева и «Повелитель луж» С. Русакова.
       — Можно сказать, что госзаказ возрождается?
       — Раньше это называлось госзаказом. Сейчас кто-то боится самого слова, другие настаивают на его возвращении. В недрах департамента пишется проект «Положения о госзаказе». Но на Совете по кинематографии завязалась острая дискуссия «на тему». Некоторые из кинематографистов боятся возврата к цензуре, давления идеологии. Другие считают, что государству давно пора задуматься об идеологии. Но, понимаете, если появляется слово «госзаказ», рядом возникает забытое слово «госприемка». Допустим, государство вкладывает в проект 100%. Не нравится? Оплачивать переделку? Вопросов больше, чем ответов.
       — Как правило, социально значимые проекты по определению невозвратны. Это не «Брат-2». Кстати, государство его не финансировало?
       — Фильму «Брат-2» государство оказало частичную поддержку на начальном этапе.
       — Закон – инициатива низов или министерства?
       — Сейчас необходим глобальный закон, регламентирующий всю деятельность кинематографии. Взаимоотношения с телевидением, проблема авторских прав, спектр, связанный с аудиовизуальной продукцией, новый трудовой кодекс…
       — В последнее время вся кинематографическая общественность обсуждает два президентских указа. Не все понимают, о чем речь. Начнем с первого, вызвавшего целую бурю домыслов в прессе. Это указ «Об акционировании государственных киностудий». Теперь студии не государственные?
       — Почему же, они и будут со стопроцентным капиталом государства. Вспомните: как появился Закон о приватизации, сразу начались попытки увести кинематографию в сторону частного бизнеса. Это касалось и «Мосфильма», и других студий. Но вместе со страной умнели и бизнесмены. Многое удалось сохранить, во всяком случае, имущество, помещения за студиями. Сейчас уже появляются бизнесмены, задумывающиеся о долгосрочном бизнесе.
       В чем практическая значимость указа? Студия делится на две составляющие. Первая сохраняет фильмофонд как государственное предприятие. Вторая — промышленный блок становится акционерным обществом со стопроцентным государственным капиталом. Впоследствии акции могут продаваться частному капиталу.
       — Второй указ президента о создании «Российского кинопроката» представляется еще более революционным.
       Создано акционерное общество «Российский кинопрокат», образованное на базе соединения 18 промышленных предприятий киноотрасли и культуры РФ.
       — В системе Госкино (теперь Минкульта) было 14 промышленных предприятий, занимавшихся разного рода деятельностью. Жизнь показала, что выживали они не за счет кинооборудования. Сейчас планируются создание большой прокатной сети, реорганизация фирм по производству оборудования по западным лекалам. Государство станет еще одним игроком на кинопрокатном поле России. Сейчас на этом поле играют лишь частные прокатные сети…
       — И бизнес этот считается успешным.
       — На самом деле импульсом к созданию централизованной прокатной структуры стало стремление продвигать отечественное кино.
       Мы планируем возрождение российского кинопроката в несколько этапов. Если у нас будет порядка 130 залов на территории РФ, в основном в крупных городах, мы будем вполне удовлетворены.
       — Как я поняла, основой репертуара «Роскинопроката» станет российское кино, для кассы менее привлекательное. Как выживать?
       — Если в городе один кинотеатр, то российское кино не пойдет, будут показывать американское. Если два — появляется шанс. А если три, то репертуар третьего может быть уже преимущественно российским. И зритель, и прокатчик заинтересованы, чтобы одни и те же фильмы не повторялись. Кстати, не так много американских картин, приносящих кассу.
       — Однако во время затяжной клинической смерти российского проката сформировалось поколение, которое не смотрит «наше кино».
       — Безусловно. Но те же молодые люди приходят на «Брат-2», на «Сестер». Заметьте, картина Панфилова «Романовы. Венценосная семья» в отдельных регионах шла месяц. Фильм нашел своего зрителя.
       — Мы начали разговор с вопроса о возрождении российского кино. Как на самом деле выглядит график этой динамики?
       — Где-то в 1992—1993 году было выпущено рекордное число фильмов – более сотни.
       — Кто их помнит...
       — Это верно. Зато в 1998—1999 годах производство упало до 36—40 картин. В прошлом году мы сняли уже 56 фильмов, 32 — при господдержке. В этом планируем поддержать 30 картин. А на следующий год должно резко увеличиться количество фильмов, созданных на внебюджетные средства. Они будут созданы благодаря льготе, предусмотренной действующим законом. Вы знаете, что компании, вкладывающие в кинопроизводство деньги, освобождались от налога на НДС. И в последние два года удалось привлечь серьезные суммы — внебюджетные средства.
       — Увы, в этом году действие «спецльготы» заканчивается. Значит, нас снова ждет крах кинопроизводства?
       — Нет, компенсируя отмену льготы, государство по специальному поручению президента предусмотрело двойное увеличение бюджетных средств на кинематографию 2002 года.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera