Сюжеты

СКУЧНОЕ ЗРЕЛИЩЕ, ОТ КОТОРОГО НЕВОЗМОЖНО ОТОРВАТЬСЯ

Этот материал вышел в № 81 от 05 Ноября 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

– А Танюшка-то беременна, — сообщила парикмахерша своей коллеге и, пока я думала, что она делится подробностями из жизни общих знакомых, кивнув в сторону работающего телевизора, добавила: — А Кирюшка какая сволочь! Ребеночка в детдом...


       
       – А Танюшка-то беременна, — сообщила парикмахерша своей коллеге и, пока я думала, что она делится подробностями из жизни общих знакомых, кивнув в сторону работающего телевизора, добавила: — А Кирюшка какая сволочь! Ребеночка в детдом завез!
       На экране шли «Семейные тайны».
       «Мы уже научились снимать фильмы, похожие на жизнь. Еще бы научиться снимать фильмы, похожие на искусство» — гласит известное изречение по поводу другого важнейшего из искусств. Телевизионному кино вполне можно под этим высказыванием подписаться. Из фильмов, не похожих ни на что, наши сериалы уже почти превратились в фильмы, похожие на жизнь. Конфликты старшеклассников в «Простых истинах» школьники переживают сильнее собственных, народ в автобусах и электричках, как своих знакомых, обсуждает дальнобойщика Сашку и «воровку» Галину, а доехав домой, повально смотрит Каменскую (ОРТ показывает ее третьим — после НТВ и ТВЦ, а рейтинг и доля у каждой серии самые высокие из всего, что наше телевидение выдает за неделю в эфир).
       Впрочем, все народные обсуждения перипетий семейных бед Ермаковых остались двумя неделями ранее. На неделе прошлой продавщица из кондитерского отдела рассказывала продавщице молочного, как «Саша мыл спину Марго», а мои совсем не интересующиеся телевидением коллеги (от отдела культуры до отдела расследований) в возрастном диапазоне от 18 до 70 врывались в кабинет с криками: «Вы видели ночью?!».
       «Фантастически скучное зрелище, от которого невозможно оторваться», — сказал генеральный продюсер ТВ-6 Александр Левин.
       Рубикон перейден. Сериалы, похожие на жизнь, уступили место жизни, похожей на сериалы.
       Актеры говорят, что невозможно переиграть детей и животных. Не загнанные в жесткие рамки единожды принятых условностей, те всегда будут более естественными, следовательно, и более притягательными, чем любая актерская гениальность. Выпусти на сцену курицу, и любой гениальный монолог насмарку. Так и обычная занудная жизнь в стеклянном зверинце «За стеклом» оказалась куда более завораживающей, чем расписанные и разыгранные кем-то мыльные страсти, все хитросплетения которых так или иначе можно предугадать. (Впрочем, интересна именно незаданность жизни. Стоило нарядить ребят в кринолин, как жизнь пропала, остался плохой театр, который скоро надоел.)
       Ввязываясь в затею с шоу real life, его организаторы с ТВ-6 честно признавались, что понятия не имеют, во что это выльется и к чему приведет. Все происходящее в стеклянной клетке человеческого зоопарка уже за первую неделю бытования должно было стать хлебом насущным для огромного числа социальных психологов, конфликтологов и психоаналитиков. Предполагаю, что в ближайшем будущем не один десяток научных работ и диссертаций будет защищен на материалах наблюдений за шестеркой подопытных.
       Но чем обернется для телевидения то, что стало хлебом для психологов, однозначно предполагать трудно. Единственное, что можно сказать наверняка, — с 27 октября на отечественном телевидении наступила новая эра. И признают или не признают это мэтры нашего ТВ, но отныне им всем придется стать другими. Они могут спорить, телевидение это или не телевидение, но существование в едином пространстве с такими «курицами» резко меняет правила игры. Даже это обозрение я собиралась писать о новых отечественных сериалах, их эволюции от «мыла» к кино. Но на неделе, когда в нашем редакционном кабинете, где в углу традиционно бубнит обычно мало кем замечаемый телевизор, каждый день в 14.20 и в 18.05 собиралась толпа людей, прежде на телевидение абсолютно не «посаженных», это показалось пустой затеей. «Шоу Трумана» уже началось...
       Во что все это выльется, по-прежнему никто не знает. Но ясно, что у создателей традиционных сериалов («телефильмов», «кинороманов» — как кому удобнее называть) отныне появилась новая головная боль — как сосуществовать в одном эфирном пространстве с реальной жизнью, которую, как курицу, не переиграть. Остается одно — вместо сериалов, похожих на жизнь, научиться снимать сериалы, похожие на искусство.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera