Сюжеты

НЕ СОМНЕВАЙТЕСЬ, ДЕЛО ПРОЧНО, КОГДА ПОД НИМ СТРУИТСЯ НЕФТЬ — 2

Этот материал вышел в № 81 от 05 Ноября 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

В Ханты-Мансийске завершился второй театральный фестиваль «Чайка». Что само по себе сенсация Театральных фестивалей становится все больше, но «Чайка» летит среди них особняком – хотя бы в силу географического фактора. Ханты-Мансийский...


В Ханты-Мансийске завершился второй театральный фестиваль «Чайка». Что само по себе сенсация
       

  
       Театральных фестивалей становится все больше, но «Чайка» летит среди них особняком – хотя бы в силу географического фактора. Ханты-Мансийский автономный округ для москвичей по-прежнему на краю света, хотя лету туда меньше трех часов и, кроме белок и оленей, там живут люди с хорошими и спокойными лицами...
       
       «Чайка», в 1996 году выросшая из телепрограммы «Театральный понедельник» в театральную премию, известную броскими до дикости номинациями, год назад стала респектабельным региональным смотром лучших московских спектаклей. В Сургут приехали тогда «Табакерка», Театр им. Вахтангова, «Сатирикон», «Et cetera», «Маяковка». Сегодня спектакли московских театров – имени Моссовета, ТЮЗа, Тбилисского театра им. Шота Руставели, Петербургского Малого драматического театра увидели уже несколько городов округа – Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск, Нягань, Когалым, Ханты-Мансийск. Александр Калягин отдельно еще раз привозил театр «Et cetera», летом состоялись гастроли солистов оперы и балета Большого театра, а Зураб Соткилава пел даже в устье Иртыша. Малый драматический театр под руководством Льва Додина не исключает возможности сыграть здесь постепенно весь репертуар.
       В том, что именно нефтяной регион начал исправлять катастрофическую ситуацию с гастролями наших театров по России, нет ничего удивительного. Нефтяники (в списке спонсоров «Чайки» — компании «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз») могут страховать декорации, привозить, принимать. Московская сторона обеспечивает звездность и уровень спектаклей, старается учитывать возможности местных сценических площадок. Ленкомовские спектакли «Шут Балакирев» и «Город миллионеров» не доехали именно из-за технических ограничений сцен, но препятствие это временное: возможность постройки новых залов с площадками-трансформерами рассматривают уже всерьез.
       Можно говорить о невнятности критериев отбора спектаклей-участников; соседство в шорт-листе Андрея Житинкина, Деклана Донеллана и Генриетты Яновской — тому пример. Телевизионная привычка работать с широкой аудиторией – палка о двух концах. Одно дело – потрафить уже сформированному вкусу, другое – привезти за тысячу километров тот или иной спектакль, который зрители той же Нягани никогда бы не увидели при других обстоятельствах, и повлиять на вкусы людей, не перекормленных впечатлениями, – в их городах, как правило, два кафе, один бильярд-клуб и ни одного театра.
       Поэтому награждение премией «Чайка» актеров, более известных и/или по телесериалам и по старым киноролям, чем по работам в театре, выглядит естественно: Андрей Ильин и Александр Домогаров (лучший актерский дуэт фестиваля, спектакль «Мой бедный Марат»), Александр Калягин (лучший актер фестиваля, роль Шекспира в «Смуглой леди сонетов»), Дарья Мороз (лучший дебют — в спектакле «Табакерки» «Песочный человек»). Награждение Генриетты Яновской как лучшего режиссера (спектакль «Свидетель обвинения») можно считать осторожным началом знакомства сибирской публики с острой и больной эстетикой самой известной московской женщины-режиссера. «Двенадцатая ночь» Театра им. Шота Руставели в постановке Роберта Стуруа получила приз за лучший актерский ансамбль. Актриса МДТ Татьяна Шестакова, несправедливо обойденная на «Золотой маске», признана лучшей за роль в спектакле «Звезды на утреннем небе».
       Жаль, что гастроли носят односторонний характер. Ханты-Мансийский округ может быть интересен миру не только нефтью, газом и ценными породами рыбы. Вековые традиции хантыйского шаманизма и горлового пения заинтересовали в Москве пока только Анатолия Васильева – ритуальное священнодействие «Медвежий праздник» в рамках васильевской олимпиадной программы «Золотая ветвь» успели увидеть немногие. Вариант обменных гастролей представляется вполне реальным – аншлаги на клубных концертах тувинских шаманов обнаруживают устойчивый спрос московской публики. Организаторы «Чайки» определенно сидят на золотой жиле и в упор ее не видят.
       Но обмен должен быть равноценным. Не подсунуть бы за настоящего шамана и нормальное горючее в топливных баках — Житинкина в мешке.
       Церемония вручения премии «Чайка» состоится 24 декабря во МХАТе им. Чехова.
       

       наш спец. корр., Ханты-Мансийск, Москва

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera