Сюжеты

ПОРА СТАНОВИТЬСЯ РОССИЯНАМИ

Этот материал вышел в № 82 от 12 Ноября 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Невзирая на национальную принадлежность 7 ноября сейчас — День согласия и примирения. Бывший день несогласия низов с верхами. Бывший красный день календаря. Красный — агрессивный цвет. Лучше из российского триколора выбрать мирный синий. И...


Невзирая на национальную принадлежность
       
       7 ноября сейчас — День согласия и примирения. Бывший день несогласия низов с верхами. Бывший красный день календаря.
       Красный — агрессивный цвет. Лучше из российского триколора выбрать мирный синий.
       И сделаем государственным гимном вальс «На сопках Маньчжурии». Или песню Чебурашки.
       Забудем анекдоты про евреев. (Кстати, кто не в курсе: согласно декларации, принятой в 1965 году на II Ватиканском соборе, ни древние, ни современные евреи не несут ответственности за распятие Христа.)
       Перестанем теребить нацвопрос. А то у одних это — шило, у других — транспарант, у третьих — козырь.
       И лицо кавказской национальности обнимет лицо уральской национальности. И заговорит армянское радио.
       Станем считать друг друга родственниками, признав кузькину мать всеобщей матерью.
       Предлагаю День согласия и примирения переименовать в День братания.
       А чтобы брат потом не пошел на брата, надо для начала прислушаться к нашим читателям
       
       «Я недавно получил новый паспорт. В нем написано: «Паспорт гражданина Российской Федерации». Такие же паспорта получили уже многие из нас. Так кто мы теперь такие? Как мы должны ответить, если кто-то спросит: «Кто вы такой?» Если вы в Америке встретите любого белого, или черного, или желтого коренного жителя Америки и спросите его «Кто вы?», то получите ответ: «Я американец!». У нас же до сих пор на подобный вопрос ответ был иной: «Я русский», «Я чеченец», «Я еврей» и т.д. Мы часто слышим — «лица кавказской национальности». А ведь эти лица — наши граждане. Почему мы их так называем, будто бы они не наши люди, а какие-то чужие? Нет, они наши граждане, они также, как и все мы, — россияне — граждане Российской Федерации! Различение наших людей по национальности должно отойти на второй, необязательный план. На первый план должно быть различение людей на граждан Российской Федерации и на граждан других стран. Если какой-то человек по национальности украинец, но гражданин Российской Федерации, то он россиянин, а если он гражданин Украины, но приехал к нам на заработки, то он украинец. Я недавно проводил обследование старшеклассников ряда школ. В одной из школ им надо было написать, кто они: «Я —…». И вот многие ученики написали: «Я русский — и этим горжусь!» Когда на педагогическом совете обсуждали результаты, я сказал, что эти ученики заражены ксенофобией… Они пытались определить свою национальную принадлежность по своим предкам, как говорят, «по крови». Но она определяется самопринятием. Как указывал Владимир Даль: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни сама кровь предков не делает человека принадлежностью той или иной народности... Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит».
       Если вы говорите и думаете на русском языке, если вы пропитаны русской культурой и проявляете ее в своем поведении, то вы имеете полное право считать себя русским, независимо от того, кто ваши предки. Вы считаете себя русским, и все, уважая вас, должны считать вас русским. Пушкин — великий русский поэт, хотя не все его предки были русскими. Екатерина Вторая, немецкая принцесса, — истинно русская царица, и все ее таковой считают. Антон Рубинштейн — великий русский композитор. Фаина Раневская — гениальная русская актриса… Но сейчас, в современных условиях, если мы хотим, чтобы наша страна стала действительно великой во всех отношениях, а не только по своей территории, то мы должны сделать все, чтобы образовался единый российский народ — народ, населяющий и трудящийся в Российской Федерации. И гордиться мы должны не тем, что мы русские или башкиры, или осетины и т.д., а тем, что мы — россияне! А поэтому и школа, и средства массовой информации, и все государственные и общественные организации должны пропагандировать идею формирования великого российского народа (у нас такого еще нет, и в этом наше горе, наша слабость).
       …Мы должны наконец решить: будет в нашей стране единый российский народ или конгломерат более 140 национальностей, каждая из которых развивается обособленно от других. Итак, давайте начнем все делать для того, чтобы возник и укрепился великий российский народ!»
       Профессор Л. М. ФРИДМАН, Москва
       
       «В начале 90-х годов в центральных СМИ началось сначала робкое, затем более уверенное и, наконец, торжественное шествие русизма, в чем на первый взгляд ничего предосудительного вроде бы и нет. Сразу внесу пояснение: я не являюсь русофобом и тем более русоненавистником и потому всех, а особенно русских россиян, успевших по первым аккордам моего изложения негативно настроиться на автора, прошу набраться терпения и попытаться разобраться в причине, побудившей меня сесть за «писанину».
       Надо сказать, что я — гражданин Российской Федерации с поправкой на «лицо кавказской национальности».
       В середине 90-х наряду с вполне приемлемыми формами национального возрождения русского слова и достоинства во всероссийских СМИ стали появляться статьи, густо пропитанные плохо скрытым шовинизмом. Отдельные авторы буквально бравировали своей русской принадлежностью. Такого рода «выпячивание» начинало приобретать неприятный оттенок. Стало складываться ощущение, что кто-то усердно пытается поделить Россию на русских и нерусских, и на фоне возвеличивания первых — робкие попытки вторых обернуть «старшего брата» к общероссийскому дому… Понятия «Россия» и «Русь» стали понятиями взаимоподменяющими, откуда неизбежно вытекает, что Россия — только для русского человека, а «остальные», хоть и имеют место быть, но их как будто бы и нет.
       Посмотрите всероссийское ТВ: «русское кино», «русский сериал», «русский боевик», «русский киллер», «русский транзит», «любить по-русски». Хорошо, что еще никто не додумался приставить слово «специально», а то бы вышло — «специально для русских». Почти совсем как бывшее американское «только для белых». И что же можно выставить в противовес? Разве что документальный сериал «Лицо кавказской национальности» да редкие фильмы-репортажи о субъектах РФ. Но и те порой смотрятся как «Клуб кинопутешествий» об экзотических местах, а не как очерки, которые можно рассматривать в контексте своей страны. И вот тебя, «нацмена» (национальные меньшинства), живущего в родном государстве, желающего быть истинным гражданином и патриотом, начинает преследовать ощущение, что в твоей стране существуют такие понятия, к которым ты непричастен.
       В США была расовая дискриминация, а между тем я уверен, что сегодня там существуют целые институты, занимающиеся проблемами национального единства, и почти официальное понятие — «стопроцентный американец» — возведено в ранг государственной доктрины. И никому (наверное, кроме спецслужб) нет никакого дела до чьего-либо происхождения: африканское оно, английское или китайское.
       А что же у нас? Получается, что твою страну занимает только русское национальное достоинство, а на твое национальное достоинство ей, простите, «начхать». Она его попросту не замечает. Ведь если посмотреть со стороны, выходит, что русские — это лицо России, а остальные — обслуживающий персонал этого лица, место которого всегда за кулисами.
       Возможно, я где-то предвзят; быть может, я чего-то не понимаю.
       Иной может возразить — «раздул из мухи слона»: мол, не нравится — не смотри, не слушай. А как же быть с той половиной граждан России, которые, не будучи русскими, являются ее коренными жителями, — или они не в счет?
       Вслушайтесь в слова Николая Рериха: «Россия не единая раса, и в этом ее сила. Россия — это объединение народов, говорящих на 140 языках, это свободная соборность, единство в разности, полихромия, полифония!» Воистину для нас всех это золотая выдержка.
       Кстати, тот же Дагестан вполне может служить примером для всей России, потому что в самом Дагестане (уникальный случай!), будучи коренными, с незапамятных времен единой семьей сосуществуют 23 языка, причем язык межобщения — русский. Так вот, несмотря на то, что здесь аварская группа самая крупная, никому еще не приходило в голову открывать аварский банк или какой-либо аварский магазин. И всякий выходец из Дагестана — будь то лакец, даргинец, аварец, казак или русский, может уверенно зваться дагестанцем.
       Я призываю всех к деликатности и крайней взвешенности при затрагивании подобного рода вопросов.
       Я призываю всех россиян не делить Россию на русских и нерусских — на «русаков» и «нацменов»!
       Недавно мне довелось побывать в Чехии. Большинство чехов россиян воспринимали русскими. И может быть, оттого, что на чешском, как и на английском, россиянин и русский обозначаются одним словом, меня это ничуть не смущало и русским я был с максимально возможным достоинством, порою с вызовом — по-маяковски: «Смотрите, завидуйте!».
       Заграница «заставила» меня видеть в каждом соотечественнике чуть ли не родного брата. Ведь все мы — граждане бывшего Советского Союза, привыкшие ощущать себя представителями великой державы, обладаем, пусть сильно потрепанным, но не сломленным менталитетом. Из которого, кстати, и складывается единая нация (не национальность, заметьте, а именно — нация).
       Так что же сегодня нам мешает быть единой и неделимой российской нацией? Полагаю, что помехой тому служит внутренний националистический снобизм…
       …У нас одна дорога. Так почему бы нам всем — русским и аварцам, чувашам и тувинцам, мордве и коми и многим-многим — не быть просто россиянами? Ведь как звучит! РОССИЯНИН! И чтобы души российской хватило на всех! Разве ж это не есть национальная, всеобъемлющая идея?!.»
       Д.М. ГАСАНОВ, Махачкала
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera