Сюжеты

МЫ СМОТРИМ, А НАС НЕ СЧИТАЮТ...

Этот материал вышел в № 82 от 12 Ноября 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

На повестке дня внедрение новой технологии измерения телеаудитории Невиданный наплыв коллег, третью неделю стекающихся в наш оснащенный телевизором кабинет во время дневных трансляций «За стеклом», очередной раз натолкнул на размышления об...


На повестке дня внедрение новой технологии измерения телеаудитории
       
       Невиданный наплыв коллег, третью неделю стекающихся в наш оснащенный телевизором кабинет во время дневных трансляций «За стеклом», очередной раз натолкнул на размышления об относительности рейтингов любых программ. Эта не отрывающаяся от телевизора в редакции толпа коллег, как и все, смотрящие дневные включения в собственных офисах, для главного поставщика рейтингов отечественного ТВ компании TNS/Gallup Media (а значит, и для рекламодателей, платящих за сопутствующую эфиру рекламу) отсутствуют. Хоть все 100% зрителей замри у экранов — их не посчитают. Не смогут.
       Пять лет назад компания «Гэллап Медиа» совершила настоящий прорыв в системе измерения телевизионной аудитории, применив вместо недостаточно корректных дневниковых панелей измерения с помощью так называемых пиплметров — приборов, напоминающих приставку к телевизору (о принципе их действия и всей системе измерений «Новая газета» подробно писала в № 2 от 15.01.2001 «Коробка из-под рейтинга»). Но пиплметры меряют только так называемое «домашнее смотрение», и используемая ныне технология пока реально может посчитать днем только сидящих дома пенсионерок и дошкольников.
       Все, кто поглощает телепродукт в офисах, на дачах, в барах и у знакомых, чьи семьи не участвуют в исследовании, обречены быть для его величества рейтинга абсолютным нулем. И их телевизионные предпочтения в большой рейтингово-денежной игре учесть нельзя. И официальный рейтинг (процент от общего числа зрителей) дневных выпусков «За стеклом», хоть и стремительно растет, но колеблется в пределах от 1 до 7,5%, а доля (процент от зрителей, включивших в данный момент телевизоры) доходит до 38%, в то время как неформальный рейтинг зрительского внимания, выражающийся в массовых обсуждениях на остановках и в очередях и маниакальном стремлении не пропустить очередной выпуск, явно зашкаливает.
       Для того чтобы измерять такой интерес и такое «телесмотрение», нужны новые технологии. Об их внедрении и рассказали на недавней встрече с журналистами руководители компании TNS/Gallup Media.
       Новость первая — изменение в привычном названии компании. Российский Gallup Media являлся частью Suomen Gallup/MDC Helsinki Group, крупнейшего в Скандинавии центра, специализирующегося в области медиа— и маркетинговых исследований. В январе этого года Gallup Media вошел в состав международной группы компаний Taylor Nelson Sofres, отсюда и новая аббревиатура TNS перед привычным уже названием.
       Вхождение в новую структуру вызвало в том числе и расширение исследований в России. В полтора раза увеличилось число семей, в которых измеряется телеаудитория (сегодня их 1650), расширена выборка — прежде в поле измерения попадали города с населением только свыше 400 тысяч жителей, сейчас этот порог снижен до 100 тысяч, а число городов увеличено с 18 до 40.
       И все же этого мало — зрительское внимание к «За стеклом» подчеркивает, что измерять только лишь домашнее смотрение сегодня уже недостаточно. И первенство в индустрии телевизионных измерений в ближайшие годы будет за тем, кто первым сможет применить новые технологии. Как сообщил директор по медиаисследованиям Руслан Тагиев, TNS/Gallup Media рассматривает возможность тестирования принципиально новых приборов, изобретенных в США и используемых в компании «Арбитрон». Эти приборы напоминают пейджер и весят значительно меньше, чем существующий ныне пиплметр, что позволяет участнику исследований постоянно носить их с собой. Именно это — не забыть взять с собой прибор — единственное, что будет требоваться от участника. Все остальное прибор сделает сам. А именно: по звуку зафиксирует, какой телеканал вы смотрите или какую радиостанцию слушаете в данную секунду времени независимо от того, едете ли вы в машине, сидите в офисе или копаете грядки на даче. Жаждущим более точных измерений телеканалам и радиостанциям останется только закодировать свой звук.
       Подобные изобретения внушают надежду, но, увы, остаются делом отдаленного будущего. А до того мы все обречены на ежегодный летний телезастой.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera