Сюжеты

ПИСЬМА В БУДУЩЕЕ

Этот материал вышел в № 84 от 19 Ноября 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Почта в состоянии приносить не только телеграммы, но и прибыль Большинство почтовых отделений в России мало чем изменились со времен детства наших бабушек – небогатые конторки, жестянки с сургучом, перевязанные серой бечевкой бандероли… И...


Почта в состоянии приносить не только телеграммы, но и прибыль
       
       Большинство почтовых отделений в России мало чем изменились со времен детства наших бабушек – небогатые конторки, жестянки с сургучом, перевязанные серой бечевкой бандероли… И все это — в век стремительно развивающихся новых технологий, особенно в мире телекоммуникаций! Но не только в России – во всем мире система почтовой связи переживает кризис. И многие страны успешно решают проблему, реформируя государственную почтовую связь.
       В этом же направлении начато движение и в нашей стране: 13 ноября коллегия Минсвязи одобрила проект концепции реструктуризации организаций федеральной почтовой связи. В чем смысл этого масштабного проекта, и какой должна стать почта России в результате его реализации?
       
       Ты мне не пишешь, я тебе тоже?
       Что представляет собой государственная почта сегодня? Это обширная сеть, которая охватывает территорию всей страны. Из экономического упадка, вызванного во многом политическими причинами после развала Советского Союза, почта в общем-то выбралась: по результатам работы за 2000 год валовой доход от реализации услуг почтовой связи составил 16,3 млрд руб., что на 36% превышает доходы 1999 года при уровне рентабельности 3,9%. В то же время, по данным Минсвязи России, за последние десять лет обмен письменной корреспонденцией стал меньше в 4 раза, по посылкам — в 10 раз, в 3 раза – по денежным переводам и в 8,5 раза — по доставке периодики…
       Однако предсказывать почтовой связи естественную смерть явно преждевременно. Почта вполне в состоянии стать видом успешного бизнеса, как это происходит в других странах, где прошла или проходит почтовая реформа. И если в России объем писем, проходящих через почту, едва превышает один миллиард в год, то в Соединенных Штатах, где в общем-то на недоступность современных технологий связи не жалуются, объем письменной корреспонденции в сутки составляет 680 миллионов.
       Потребности в качественных сетевых услугах почтовой связи на самом деле огромны — у нас, как и во всем мире, растет рассылка информации по линии бизнеса, объективно растет и поток грузов. Так будет ли государственная почта бороться за эти сегменты рынка?
       
       Кто стучится в дверь ко мне?
       Вопрос не праздный. Дело в том, что это горделивое словосочетание «Почта России», знакомое нам по почтовым маркам, отражает парадокс: в России в настоящее время нет национального почтового оператора. Вот, к примеру, УФПС по Рязанской области есть, и Международный почтамт есть, и еще около 90 хозяйствующих субъектов.
       Немалая доля административного ресурса федеральной почтовой связи растрачивается на отладку горизонтальных связей между этими субъектами, они распыляют силы на выживание в одиночку. Насколько важен этот вопрос, выясняется, как только речь заходит о сетевом внедрении новых технологий, инвестировании масштабных проектов, внедрении единого программного обеспечения, эффективности использования федерального имущества… Найти инвестора сразу для чуть ли не сотни юридических лиц – задачка не для слабонервных!
       Иными словами, выход один: реформирование почты, ее органичное вхождение в систему современных мировых телекоммуникаций необходимо начинать с реструктуризации.
       
       Мы пойдем… проверенным путем
       Модель реструктуризации, рассчитанная на три этапа, была разработана межведомственной рабочей группой, в которую вошли специалисты Минсвязи, Минимущества, Минэкономразвития и других ведомств. Новая структура почты России будет носить функционально-географический характер. Такое предложение выдвинули разработчики, проанализировав опыт почтовых реформ в странах Европы. Новая структура будет выстроена уже в рамках одного юридического лица, которое и станет национальным оператором почтовой связи.
       Изменения должны осуществляться поэтапно, в течение трех-четырех лет. Сначала будут определяться потребности и источники финансирования программы реструктуризации, планироваться сама структура, составляться планы неотложных проектов инвестирования и модернизации услуг.
       На втором этапе предполагается консолидация всех организаций почтовой связи — создание единого юридического лица — ФГУП «Почта России». Это позволит начать реализацию запланированных первоочередных инвестиционных проектов и программ модернизации продуктов и услуг. На этом же этапе будет готовиться почва для следующего «рывка» — нормативно-правовой базы для проведения акционирования федерального почтового оператора.
       Последний этап предполагает преобразование ФГУП в ОАО «Почта России» с сохранением контроля государства. В рамках «прозрачного» акционерного общества можно уверенно привлекать денежные средства и запускать долгосрочные программы развития, включающие в себя совершенствование операционной деятельности и развитие бизнеса.
       В результате, как считают разработчики, в России будет создана прозрачная, инвестиционно привлекательная и эффективная система государственной федеральной почтовой связи.
       Значит, люди более охотно будут доверять почте самое дорогое: личную переписку, деловую информацию, деньги. А словосочетание «Почта России» будет вновь произноситься с гордостью.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera