Сюжеты

НАЛОГ КАК И. О. ЦЕНЗУРЫ

Этот материал вышел в № 86 от 26 Ноября 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

10-процентная ставка НДС для прессы станет прессом для независимых региональных изданий «Желтизна» и ангажированность – вот два главных полюса, которые притягивают к себе подавляющую часть российских газет и журналов, деформируя...


10-процентная ставка НДС для прессы станет прессом для независимых региональных изданий
       

 
       «Желтизна» и ангажированность – вот два главных полюса, которые притягивают к себе подавляющую часть российских газет и журналов, деформируя информационное пространство страны и придавая уродливые черты рынку печатных средств массовой информации.
       Закон о государственной поддержке СМИ, принятый в 1995 году, создал между этими мощными «магнитами» тонкую «интеллигентскую» прослойку прессы одновременно качественной и независимой. Закон о введении для печатных СМИ 10-процентной ставки НДС, который недавно был принят Государственной Думой в первом чтении, может эту прослойку уничтожить. Тем не менее существуют несколько распространенных аргументов в пользу 10%. Правда, между собой они согласуются очень плохо, а некоторые из них друг другу и вовсе противоречат. Тем не менее некоторые депутаты, члены правительства и представители медиасообщества пытаются доказать, что введение 10-процентной ставки НДС выгодно чуть ли не всем поголовно: государству, обществу (т. е. читателям), самим средствам массовой информации. Чтобы выяснить, насколько убедительна данная аргументация, Фонд защиты гласности обратился к членам Ассоциации независимых региональных издателей с просьбой высказать свое к ней отношение
       
       — На самом ли деле 10-процентный НДС экономически более выгоден для СМИ, чем нулевая ставка?
       
       Борис КИРШИН, главный редактор газеты «Челябинский рабочий», генеральный директор ЗАО «ЧР-Менеджер»:
       — Когда депутаты говорят, что 10-процентный НДС для СМИ выгоднее нулевого, они руководствуются чистой математикой — расчетами абстрактными, оторванными от реальной жизни. По нашим же прогнозам, введение 10-процентного НДС приведет к удорожанию как подписных, так и розничных тиражей, а также рекламных расценок. Причем главная беда в том, что у провинциальной публики нет возможности на это удорожание адекватно отреагировать: многие читатели просто не смогут подписаться на газеты, а рекламодатели не наберут оборотных средств для оплаты подорожавшей рекламной площади. В Челябинской области городские и районные газеты получают неплохую поддержку, но все равно ожидается, что их убытки за 2001 год превысят 30 млн рублей. В результате газетный рынок может просто опустеть.
       Вячеслав БЕЛОУСОВ, главный редактор газеты «Северная неделя» (Архангельск):
       — 10% НДС – это треть месячного фонда зарплаты нашего журналистского коллектива. Для региональных изданий это большая сумма. За минувшие 10 лет российская пресса с большим трудом приспособилась к новым хозяйственным условиям, экономические предпосылки для ее процветания до сих пор отсутствуют. Денег мало и у читателей, и у рекламодателей. И в этих условиях отказ от продления льгот по НДС – это нокаутирующий удар со стороны государства. Удар, который отбросит районные и городские газеты в объятия теперь уже не партийных, а просто чиновников.
       Алексей НЕЧАЕВ, генеральный директор ИД «Каспий» (Астрахань):
       — Для тех областных газет, которые живут в основном за счет распространения, введение 10% НДС губительно, так как оно автоматически приведет к повышению цен. Причем все это произойдет в условиях, когда верхний ценовой предел уже достигнут.
       Роман РОМАНЕНКО, генеральный директор Информационно-издательской группы «Премьер» (Вологда):
       — Наша медиагруппа — единственная независимая в Вологодской области, проблема НДС только нас одних и коснется. Для всех остальных можно ввести хоть 100% НДС. Им — по барабану, потому что платят за них все равно или государство, или олигархи. Кстати, увеличение расходов госорганов на поддержание своих СМИ вполне может съесть те доходы, которые получит государство от введения НДС. Поэтому если государство так уж сильно заинтересовано в создании настоящего медиабизнеса в России, так пусть начнет с себя и сделает одну простую вещь — запретит госорганам выступать учредителями СМИ.
       Юрий ПУРГИН, генеральный директор Издательского дома «Алтапресс» (Барнаул):
       — С логикой Комитета Госдумы по бюджету можно было бы согласиться, если бы речь шла не о практике издательского бизнеса, а об арифметике. С точки зрения последней, действительно, получается очень красиво: налог на добавленную стоимость, исчисляемый к возмещению, больше, чем к начислению. Исходя из этого, депутаты полагают, что газетам не надо будет доплачивать разницу. Но это не так. Доплачивать придется! Если взять структуру затрат, предпринимаемых для издания газеты, то примерно 60% — зарплата, налоги на нее, списание нереализованных тиражей, выплата гонораров – не имеют входного НДС. О каком же возмещении в подобной ситуации можно говорить? У всех газет сумма начисленного НДС будет гораздо больше возмещаемого. И чтобы свести концы с концами, издатели будут вынуждены значительно повысить цены на свою продукцию. Последует снижение продаж, падение тиражей.
       Борис КОНОВАЛОВ, главный редактор газеты «Молодость Сибири» (Новосибирск):
       — Все это направлено на те издания, которые выпускают продукцию очень большими тиражами и в структуре затрат которых доля собственного редакционного труда относительно невелика по сравнению с общим объемом бумаги и типографских услуг. Получается, что чем крупнее газеты, тем им выгоднее данные условия, а чем меньше газета, и это касается в основном местных газет, где доля журналистского труда в структуре себестоимости выше, тем для них наименее выгодна эта ситуация. Так центральные медиахолдинги пытаются монополизировать рынок. На мой взгляд, это уже вопрос антимонопольного законодательства.
       
       По словам главы Комитета по бюджету ГД РФ Александра Жукова, 10-процентная ставка НДС необходима для того, чтобы помешать рекламодателям отмывать на страницах печатных изданий черный нал. Так ли это?
       
       Леонид ЛЕВИН, главный редактор, генеральный директор ИД «Вести» (Якутск):
       — В таких вопросах нельзя мыслить масштабами только Москвы и Санкт-Петербурга.
       Г-ну Жукову необходимо понять, что большинство региональных газет живут только за счет того, что государство дает хоть какие-то льготы. Откуда у них возьмутся эти пресловутые деньги, которые надо отмывать?! Да и потом, деньги, конечно, можно отмывать как угодно, но делать это при помощи маленьких газет?! Это смешно. Подобное обвинение можно выдвинуть лишь очень крупным изданиям, у которых совершенно другие обороты, другая финансовая жизнь. Я знаю, что Жуков — «холодный» финансист, который в принципе принимает взвешенные решения, и мне кажется, что ему-то уж точно не стоит впадать в подобную риторику, которая вообще неизвестно как пришла в его практику, в его жизнь.
       Алексей НЕЧАЕВ:
       — Заявление Жукова абсурдно. В нашей практике не было ни одного случая «отмыва» денег рекламодателей в связи с отсутствием НДС.
       Роман РОМАНЕНКО:
       — Это полный бред. НДС с черного нала – это все равно что партийные взносы со взяток. Мы принципиально не работаем ни с черным налом, ни с черным пиаром. А те, кто работает, могут и после введения 10% НДС придумать массу всевозможных схем. Ведь это вопрос нравственного и экономического выбора, а не налогообложения.
       Борис КОНОВАЛОВ:
       — Сейчас налог на рекламу платит не редакция, а сам рекламодатель, то есть НДС входит в стоимость рекламы, которую он оплачивает. То есть сам рекламодатель проводит отчисления в бюджет, а редакция к этому никакого отношения не имеет. Поэтому «отмыть» черный нал в данной ситуации довольно сложно. Есть, правда, фирмы, которые занимаются только обналичиванием денег. Но они работают с очень большими объемами рекламы. У местных изданий такого объема рекламы и в помине нет. И мне очень сложно представить, что человек, которому надо «отмыть» серьезные деньги, бегает договариваться с разными редакциями и рискует быть «засвеченным» ради того, чтобы обналичить 200—300 тыс. рублей в месяц. Такая игра не стоит свеч. Это отмывание возможно только при крупных финансовых потоках. Как, например, на телевидении.
       Роман РОМАНЕНКО:
        — Этот налог слабо связан со СМИ, так как он относится к деятельности розничных торговцев. В Вологде уже давно нет налога с продаж для СМИ. И я сильно сомневаюсь, что отмена этого налога приведет к снижению розничных цен на прессу. У нас, например, не привела.
       Евгений СКЛЯРОВ, главный редактор газеты «Молва» (Владимир):
       — Его доля в общем налоговом бремени редакции не так велика, как доля НДС. А так как у большинства региональных изданий собственных сетей распространения нет, никакой выгоды они от отмены этого налога не получат. А вот кто действительно может быть заинтересован в его отмене, так это крупные издательские дома, обладающие собственными разветвленными распространительскими структурами.
       Алексей НЕЧАЕВ:
       — В доходах нашего Издательского дома налог с продаж ничтожен.
       
       — Действительно ли ситуация с НДС будет облегчена тем, что Государственная Дума в качестве некоей компенсации освободила печатные СМИ от 5-процентного налога с продаж? Важнее ли это, чем продление льгот по НДС?
       
       Сергей БУРНАЦЕВ, главный редактор газеты «Экран Владикавказа» (Владикавказ):
       — Налог с продаж и его отмена — это даже не полумера. Ее можно сравнить с предписанием больному с обширным инфарктом капель Зеленина. Выживет или нет, неизвестно, а вот помрет точно.
       Юрий ПУРГИН:
       — Обмен налога с продаж на непродление льгот по НДС – это нечестная игра, а точнее, заигрывание.
       
       — Уменьшение количества игроков на рынке, которое произойдет вследствие введения 10-процентной ставки НДС, приведет к очищению рынка от слабаков? Качество тех изданий, которые сумеют выжить в новых условиях, улучшится?
 
       Вячеслав БЕЛОУСОВ:
       — Я думаю, что уменьшение количества изданий, наоборот, отрицательно скажется на качестве оставшихся газет и журналов. Вспомните, как появлявшиеся на протяжении 90-х гг. газеты создавали конкуренцию уже существующим: заставляли их подтягиваться, держать форму, а сами тем временем открывали новые темы, использовали новые подходы, создавали новые модели. Но при этом не особо «богатели», так как приходилось приобретать самое необходимое: помещения, мебель, компьютеры, офисное оборудование. Самостоятельным редакциям приходится самим зарабатывать на жизнь. Введение 10% НДС ослабит их позиции и приведет к ухудшению здоровой конкурентной атмосферы. Потому что в новых условиях выживут не самые лучшие, а самые покорные. Выживут те, за спиной у кого денежные структуры и администрация. Конечно, выживет и «желтая» пресса. Вот только говорить после этого о рынке газет в провинциальной России станет просто неприлично.
       Юрий ПУРГИН:
       — В первую очередь погибнут те региональные издания, которые проводят честную экономическую политику и стремятся оставаться независимыми. Они-то как раз и не отмывают деньги рекламодателей, не работают с черным налом. А те, кто это делает, окажутся в выигрыше. Потому что не будет больше той «провинциальной мелочи», которая работает с местными новостями и постоянно надоедает акулам медиабизнеса рассуждениями о миссии журналиста, о честной позиции, о независимости и прочей «шелухе». Вот только надо ли нам, чтобы они оказались в выигрыше?
       Роман РОМАНЕНКО:
       — Я думаю, произойдет как раз наоборот: качество оставшихся изданий снизится, так как конкуренция станет менее острой. Да и вообще в российских регионах, где независимые и рыночно ориентированные СМИ — большая редкость, о какой конкуренции можно говорить? О конкуренции государственных газет с олигархическими? Уже сейчас есть целые регионы, где вообще нет независимых СМИ. В Череповце, например, роль оппозиционного издания играет единственная не принадлежащая «СеверСтали»... газета частных объявлений.
       Евгений СКЛЯРОВ:
       — Уменьшение количества издателей на рынке не может привести к улучшению качества изданий, потому что монополизм качественному росту никогда не способствует. И потом, умрут ведь (или попадут в зависимость от государства) в первую очередь общественно-политические издания, а не кроссворды, секс и прочая «желтуха». Эти-то газеты как раз выживут. Но о каком качестве тогда можно будет говорить, если останется лишь «СПИД-инфо»?
       Леонид ЛЕВИН:
       — Введением десятипроцентного НДС мы фактически замахиваемся на существование частной региональной прессы как таковой. Сейчас она выживает за счет выдумки, предприимчивости да еще за счет того, что если уж ей не помогают, то хотя бы и не мешают. А вот когда введут НДС, равных условий больше не будет. И тогда в живых останутся вовсе не самые качественные и профессиональные издания.
       Сейчас, я думаю, есть все основания говорить, что введение НДС может уничтожить целый слой пусть не особо прибыльных, но экономически вполне самостоятельных газет, который на данный момент уже практически сформировался в регионах. И не надо судить о российской прессе по Москве и Санкт-Петербургу. Россия — это все-таки страна малых городов.
       
       P.S.
       Борис КИРШИН — президент АНРИ; издает 4 газеты; владеет типографией, печатает 24 газеты, включая центральные;
       Вячеслав БЕЛОУСОВ — издает 8 газет; обладатель «Золотой Ники»;
       Алексей НЕЧАЕВ — издает 2 газеты;
       Роман РОМАНЕНКО — издает 3 газеты, журнал; владеет радиостанцией, агентством альтернативной подписки, магазином прессы, агентством веб-дизайна;
       Юрий ПУРГИН — признан лучшим медиаменеджером 2000 года; издает 7 газет, включая центральные вкладки; владеет собственной сетью распространения, типографией, печатает 11 изданий;
       Борис КОНОВАЛОВ — издает 3 газеты;
       Леонид ЛЕВИН — издает 4 газеты; владеет типографией, печатает 17 газет, включая центральные вкладки;
       Евгений СКЛЯРОВ — издает 2 газеты;
       Сергей БУРНАЦЕВ — издает 3 газеты.
       
       "Новая газета"

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera