Сюжеты

КАЖДОЙ ШКОЛЕ — ПО ДУМЕ. РОДИТЕЛЬСКОЙ

Этот материал вышел в № 86 от 26 Ноября 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Образование — дело общества, а не только государства В конце прошлой недели Москву захлестнула волна общественного самосознания. Два дня заседал Гражданский форум, уровень которого определил президент страны. Отметив особую значимость...


Образование — дело общества, а не только государства
       
       В конце прошлой недели Москву захлестнула волна общественного самосознания. Два дня заседал Гражданский форум, уровень которого определил президент страны. Отметив особую значимость этого беспрецедентного для России события, Владимир Путин подчеркнул следующую мысль: «Власть готова слушать и слышать то, что говорит общественность».
       В рамках проводимого форума в помещении Государственного университета – Высшей школы экономики состоялись проблемная дискуссия и «круглые столы» под общим заголовком «Развитие образования и становление гражданского общества».
       
       Конференц-зал Высшей школы экономики был переполнен. Более трехсот педагогов, активистов общественных организаций, ученых, депутатов, представителей Министерства образования собрались здесь для проведения проблемной дискуссии о реформе системы образования и об участии в ней гражданского общества.
       Ничуть не преуменьшая значения десятков других секционных дискуссий участников Гражданского форума, которые в это же время проходили в Москве, можно с уверенностью сказать, что обсуждение вопросов образования — это обсуждение будущего России. Именно такой настрой чувствовался практически в каждом выступлении, какими бы разноплановыми они ни были. Сотни заинтересованных людей со всей страны, десятки интереснейших предложений, порой диаметрально противоположные оценки, резкая полемика и критика властных структур… Это абсолютно естественно. Во многих выступлениях прозвучал нелицеприятный вывод: приоритетность образования и науки пока в явно недостаточной мере осознается и исполняется властью.
       Результаты дискуссии дали возможность выделить некие принципиально важные задачи, на первоочередном решении которых должны концентрироваться объединенные усилия власти и общественных структур.
       В частности, большинство участников поддержали ключевую идею, высказанную вице-спикером Госдумы Ириной Хакамадой, что именно гражданское общество должно стать главным «заказчиком» всей системы образования, а диктат чиновников необходимо свести к минимуму.
       В практическом плане многие высказывались за скорейшую разработку и принятие федерального закона об усилении роли общественных структур в управлении образованием. Прежде всего речь шла о родительских и попечительских советах, общественных и профессиональных, в том числе педагогических объединениях. Чем же вызвана необходимость появления такого закона? Дело в том, что есть целый ряд проблем, где принятие решений без участия общественности, на чисто аппаратном уровне чревато серьезными ошибками. Их последствия коснутся миллионов наших детей, молодежи. Например, нельзя принимать важные государственные решения, касающиеся содержания образования, образовательных стандартов, без согласования с профессиональными общественными объединениями, в которых участвуют опытнейшие педагоги, лучшие директора школ и ректоры ведущих вузов страны. Или взять такой застарелый и, прямо скажем, болезненный вопрос, как определение режима работы школ, — 5-дневная или 6-дневная учебная неделя, время начала занятий, сроки каникул и т.д. Можно ли здесь принимать решения без учета мнений родительской общественности?
       В выступлениях поднимался также вопрос об участии представителей гражданского общества в управлении внебюджетными средствами образовательных учреждений, где пока зачастую наблюдается полный произвол администраторов.
       Так, например, в выступлении координатора московского «круглого стола» «Директор школы» А. Пинского прозвучали обеспокоенность и возмущение родителей целого ряда успешно работающих школ, где по совершенно непонятным для общественности и учащихся причинам меняют директоров. Зачастую такие чиновничьи «игры» обходятся слишком дорого — приводят к развалу целых педагогических коллективов и деградации школ. Здесь можно и нужно искать формы участия родительских и попечительских советов, общественных объединений в решении такого рода кадровых вопросов.
       Многие участники дискуссии отмечали актуальность готовящегося к рассмотрению в Госдуме законопроекта «О государственном образовательном стандарте», призванного способствовать модернизации нашей системы образования, сохранению за ней лидирующих позиций в мире. Сейчас для России это актуально, как никогда. В последние десятилетия мы, к сожалению, слишком отстали от многих развитых стран, где до 70% валового внутреннего продукта создается за счет интеллектуальных ресурсов, тогда как у нас по-прежнему делается ставка на продажу минерального сырья.
       Выступивший министр образования Владимир Филиппов со многим согласился. Все конструктивные предложения, прозвучавшие на дискуссии, будут обобщены и представлены в Министерство образования России. Участники надеются, что нынешний Кремль, по инициативе которого проводился Гражданский форум, действительно ищет новые формы диалога с обществом.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera