Сюжеты

ЧЬИ ИМЕНА НАБОРЩИК ЗНАЕТ КАЖДЫЙ…

Этот материал вышел в № 89 от 06 Декабря 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Через час блужданий по тылам посольств, которых поперек улицы Улофа Пальме, по-моему, больше, чем контактных государств, я уже собиралась сесть на снег, заплакать и замерзнуть, как сиротка из сказки Г.-Х. Андерсена, как ямщик из русского...


       
       Через час блужданий по тылам посольств, которых поперек улицы Улофа Пальме, по-моему, больше, чем контактных государств, я уже собиралась сесть на снег, заплакать и замерзнуть, как сиротка из сказки Г.-Х. Андерсена, как ямщик из русского народного творчества. Замерзнуть и никогда не узнать славных фамилий лауреатов премии «Триумф-2001» и не обрадовать ими нашего любознательного читателя. Но из салона притормозившей иномарки меня вдруг окликнули, пригласили внутрь, доставили к дверям УПДК при МИД РФ, где в ожидании пресс-конференции пили кофе и так далее мои коллеги. Оказалось, что я не одна такая тупица, что заблудились многие и организаторы совершали спецрейды по окрестностям, снимая дрейфующих журналистов, словно челюскинцев со льдины.
       
       Состав жюри ослеплял. Что ни имя, то эпоха: Демидова, Жванецкий, Абдрашитов, Максимова. В общем, не счесть алмазов в каменных пещерах. Инна Чурикова огласила список избранных. С ним тоже все было в порядке: Георгий Данелия, Евгений Миронов, Татьяна Толстая, Петр Фоменко, Алиса Фрейндлих, — ах, опустите мне веки! — и предложила задавать вопросы. Но, то ли корреспонденты разомлели от тепла, то ли еще что, только интенсивного разговора не получилось. Да и на самом деле — о чем толковать? Усомниться в компетентности ареопага? Или в заслугах лауреатов? Кто-то, правда, посетовал, что в списках ни нынешних, ни прошлых лет нет у Никиты Михалкова и, похоже, никогда не будет. Но радетеля не поддержали. И то – зачем Никите Сергеевичу премия? Ему и без нее есть что мазать на хлеб. А например, Татьяна Толстая, может быть, возьмет и наконец употребит свой недюжинный талант во славу Отечества, вместо того чтобы тратить его на шлифовку американских недорослей, затаривая свежие сборники газетными интервью. С ее стола, конечно, любые крошки в корм, и все же, все же…
       Зато на фуршете работа закипела вовсю. Члены жюри тщетно пытались донести до рта вилку или бокал. Между ними неизменно оказывался чей-нибудь диктофон. Но выпытывали у них совсем не закулисные подробности о «Триумфе» и трумфаторах. Долетающие до меня обрывки вопросов пахли хвоей и мандариновой кожурой. Все правильно: нарядные новогодние номера не за горами и отлавливай тогда разных знаменитостей, как зайцев по зимнему полю. А тут вот они – оптом и в располагающем контексте.
       Я тоже решила не терять зря время. За столиком с Элемом Климовым и Юрием Башметом чудом пустовал стул. Незаметно оттеснив кого-то бедром, я тут же его заняла. И не прогадала. Башмет рассказывал о своей протеже одиннадцатилетней Юстине Аполлонской, которая стала обладательницей молодежного гранта «Триумф»:
       — Мой помощник, он же ассистент в консерватории, просеивает приходящие мне письма. Их тонны, все прочесть невозможно. Но однажды он подсунул письмо и сказал, что его я обязан прочесть. На конверте адрес: «Москва, консерватория, Башмету». И больше ничего. Достаю листок: «Миленький дядя Юрий Башмет, пишет вам Юстина Аполлонская из Тверской области. Мне девять лет. Я играю на скрипке. Мама хочет, чтобы я стала биологом или врачом, а я больше всего мечтаю стать музыкантом. Мама сказала, что если я принесу из обычной школы хоть одну тройку, она заберет меня из музыкальной. Если так случится, я возьму скрипку и уйду жить в музыкальную школу. Музыкальная школа находится далеко, я пойду до нее пешком час двадцать. Автобусы туда не ходят, потому что на дороге ямки, ямки, ямки, ямки…» Письмо меня впечатлило так, что я его прочел на своем последнем концерте 31 декабря прошлого года и века, который посвятил детям и молодежи. Сейчас Юстина вместе с мамой и бабушкой живет в Москве и учится в пятом классе музыкальной школы при Гнесинке.
       И тут же следом Юрий Абрамович вручил Элему Климову смычок, сопроводив цитатой из какого-то олигарха: «Подарил и даже денег не взял». Оказалось, режиссер тоже решил научиться играть на скрипке. Инструмент ему уже преподнесли в Кишиневе, но почему-то без смычка. И честное слово, не знаю, будут ли так же лучиться счастьем номинанты «Триумфа», получая свои награды, как лучился Элем Климов.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera