СюжетыОбщество

КТО ТАМ С ИГЛАМИ И С «ТОРПЕДАМИ»? РАЗОРУЖАИТЕСЬ!

Этот материал вышел в номере № 90 от 10 Декабря 2001 г.
Читать
Надежда не бывает последней. Всегда можно найти еще одну После выхода статьи «Умные и красивые ушли за «Клинским» некоторые читатели упрекали меня в излишней мрачности — насчет алкоголизма и наркомании. Ну да, разгул пьянства в нашей...

Надежда не бывает последней. Всегда можно найти еще одну

П

осле выхода статьи «Умные и красивые ушли за «Клинским» некоторые читатели упрекали меня в излишней мрачности — насчет алкоголизма и наркомании. Ну да, разгул пьянства в нашей стране можно посчитать как бы традиционным. Признаком не порока, а даже, наоборот, некоей лихости и широты загадочной славянской души. Но куда отнести наркотическую революцию (а это именно революция), в нашей стране пока не решили. Кто-то относит к ужасу, летящему на крыльях ночи. А кто-то — ко вполне неплохому бизнесу. На словах власть относится к первым, а фактически, судя по результатам борьбы, — к последним. Я на своей улице знаю минимум три местечка, в которых всегда можно отовариваться недорогим наркотиком. А жители одной из «пролетарских» улиц даже как-то выходили на стихийный митинг: наркоторговля стала там совсем уж разгульной.

Откликнулись на статью и специалисты. Первым был Яков Маршак, руководитель известной клиники. Признаться, статья была резковатой в адрес медицины нашей, которая либо бессильна против революционного «процесса, который пошел» в стране чрезвычайно быстро, либо смотрит в другую сторону. Поэтому и к встрече с Маршаком я готовил к бою необразованный свой здравый смысл.

Но спорить ни о чем не пришлось, а просто мы поговорили, как люди, хорошо понимающие друг друга, хотя и познакомились только что.

Самое главное: излечимы ли наркомания и алкоголизм? Как и многие ученые, Маршак не страдает резкостью суждений. Знаете, говорит он, эта форма вопроса не очень корректна. Вопрос терминологии. Да, излечимы. Если говорить о том, что многие наркоманы и алкоголики смогли избавиться от недуга и долгие годы не употреблять спиртное и наркотики.

Нет, неизлечимы. Если говорить о том, что алкоголик каким-то образом якобы вернул себе способность всегда «употреблять в меру».

Очень многих «клиентов» заставляют лечиться отчаявшиеся родственники. Подшили «торпеду» — и совесть на какое-то время успокоили. И алкаш знает, что трезвость его не навсегда, а как бы понарошку, для галочки; дайте срок, я так оторвусь!.. На том все лечение и заканчивается.

Однако суть зависимости гораздо больше определяется психологией, чем физиологией. Самым эффективным средством обуздания наркомании и алкоголизма Маршак считает психологическую «Программу 12 шагов» в комплексе с рядом биологических методов поддержки и помощи, конкретных для каждого человека: лечение зависимостей не может быть «оптовым» — только «штучное».

Мужик на Павелецком

Да, Яков Иммануэлевич, я совсем недавно видел кое-что на Павелецком вокзале. Эпизод-то мелкий, можно сказать, привычный, но такой ледяной безнадегою для всей нашей страны повеяло от него...

Недалеко от входа сидел мужик. Очень «теплый». Хороший такой мужик, интеллигентный с виду. Он сидел и качался, пытаясь сохранить равновесие. Рядом с ним стояли три сумки с вещами. Он качался и качался, а потом к нему подошли две женщины. Они поговорили о чем-то своем, женском, взяли две сумки и ушли. На мужика они вообще не обратили внимания. Как будто он был венком на могилу. Ну, венок, ну и что.

Мужик остался со своей сумкой. Конечно, считать себя венком ему было обидно. Поэтому он достал портмоне и вытащил из него купюру. Купюра была хорошая, 500 рублей. Это сколько ж водки можно нажраться? Я ее видел. Издалека. Но мужик смотрел на эту купюру, не очень узнавая. И два молодых парня, которые курили неподалеку, тоже внимательно на эту купюру смотрели.

Он встал, взял сумку и пошел в вокзал. Но его сильно штормило, и шел он не просто так, а по большому кругу. И было видно, как он собирается с мыслями и силами, чтоб идти прямо. Чтоб никто не догадался. И он собрался и попал в дверь. И через минуту за ним вошли те двое.

А я остался курить и больше никогда не видел того мужика.

Миражи

А Маршак и сам алкоголик. Но он уже тридцать лет не пьет. Если отбросить три его высших образования (последнее из которых наркологическое — в Америке) и весь жизненный опыт приложить к тому мужику, то в сухом остатке я увидел вот что.

1. Человек, который желает исцелиться, должен признать себя больным. Это первое и главное. Но признать всерьез. А то один мой приятель так говорил: я запросто могу не пить. Хоть целый день. Вот вчера такая компания была веселая, друзья, водка рекой, а я — ни грамма. Они решили: заболел, наверное. А я ничего не заболел. Просто иногда полезно организму встряску сделать и целый день не пить. А если очень понадобится, могу и неделю.

2—12. Дальше Маршак рассказывает о «Программе двенадцати шагов», которая составляет суть терапии в его клинике.

Но шаги эти пока нет смысла перечислять. Потому что для большинства тех, кого пытаются лечить их родственники, непреодолимым оказывается уже первый шаг. Так что потом когда-нибудь перечислим. Я лучше скажу пока о заблуждениях, связанных с первым шагом.

Например, о довольно распространенном в народе мифе, что лечить наркоманию и алкоголизм следует химическими препаратами. Так же, как насморк или вензаболевания. Попил, мол, таблеток, полежал под капельницей — и ты опять здоров и опять готов к славным подвигам.

Еще лечат страхом перед смертью от какой-нибудь шальной «торпеды». Тоже фишка еще та. Причем очень вредная по своей сути. И вот почему. Страх неспособен занять в душе человека и его сером веществе то место, которое самой природой предназначено совсем для другого, прямо противоположного. А именно: для чувства удовлетворения жизнью. И терапия в клинике Маршака имеет целью найти потерянное. С помощью страшного опыта наркоманов и алкоголиков, которые сумели выбраться из болезни. Они нашли утерянное и практически всегда готовы поделиться с другими.

Россия и генетика

О сущности своего метода терапии Маршак рассказал, об изобретениях на Западе тоже — их опыт с нашим просто несопоставим. Но кому нужны эти ученые, если «торпеды» и прочие «динамы» остаются весьма злободневными в нашей стране?

Вот знавал я одного председателя колхоза в воронежской глубинке, который по весне тратил немалые деньги на то, чтобы кодировать всех своих мужиков. Оптом. А осенью мужики возвращались к «нормальной» жизни и всю зиму отрывались. Экономике колхозной это помогало. А вот лечило ли алкоголизм? Давало ли будущее людям? Нет, конечно.

Еще раз, и теперь уже мои дилетантские рассуждения подкреплены авторитетом Маршака и успешным опытом его клиники: НЕ бывает средств от алкоголизма, если человек не признает себя больным. Хотя выведение из запоя и ломки требует, конечно, препаратов.

НЕ существует никаких фармацевтических средств от алкоголизма или наркомании вне воли больного. Это медицинский факт, доказанный научно.

Я не буду приводить научные выкладки Якова Маршака, перечислять открытия и Нобелевские премии в сфере генетики, доказывающие, что психологическая составляющая зависимости несравнимо важнее физиологической. Поверьте пока на слово, а потом, когда вы начнете делать «Шаги» (или это сделают ваши близкие), вы и сами убедитесь в этом. Важно другое: самые эффективные результаты в мировой наркологии получены именно по этой методике.

В клинике Маршака за два года положительный итог получен в 144 случаях из 200. Варианты конкретных методик могут несколько отличаться — так же, как и мы с вами отличаемся ростом и размерами. Генетикой можем отличаться, восприимчивостью к алкоголю и наркотикам. Даже размером обуви.

Но срок этот считается характерным: если человек продержался два года, вероятность срыва существенно снижается. И люди, сумевшие выбраться, становятся главными союзниками врачей-наркологов. Их личный опыт бесценен. Можно ведь быть семи пядей во лбу, защитить кучу диссертаций, однако ни один врач без такого опыта неспособен понять все беды пациентов так, как понимает их человек, бросивший пить или принимать наркотики.

Золотой фонд нации, утверждает Маршак: «Первые наркоманы, которые пришли в нашу клинику, они сначала были пациентами, потом учениками, а теперь стали коллегами. Вместе с ними мы создали клинику и амбулаторную программу».

Давайте же вместе. Хотя бы вполголоса

Мы сошлись с Маршаком и в ощущении опасности для страны. Алкоголь и наркотики — это замена нормальному человеческому удовлетворению. Если почитать социологические опросы по самым разным поводам, бросается в глаза вот что: в стране нашей значительная часть людей чувствует себя несчастливыми и имеет удивительно низкую самооценку. Обычный ответ на вопрос «Как дела?» в одних странах вызывает стандартный ответ «О,кей!». В худшем случае там говорят о проблеме, но маленькой и временной.

А в других странах говорят: «Все хреново, все пропало, гипс снимают, клиент уезжает! Пошли выпьем!».

Отчасти и поэтому, когда рушились американские небоскребы (можно вспомнить и гибель «Титаника»), тамошние обитатели вели себя удивительно достойно. «Женщины и дети — вперед». Когда здания горели, по лестницам несли инвалидов в креслах.

Зато в Минске не рушились здания. Там всего лишь пошел дождь на концерте, и толпа ломанулась в подземный переход. И у тех, кто упал, осталось мало шансов выжить.

Вот этот менталитет — благодатнейшая почва для победного шествия наркотиков. Если нет нравственного закона внутри нас, ни к чему и звездное небо над головой.

И что теперь с нами со всеми будет? Будет «Повелитель мух». Есть книга такая, написал ее Уильям Голдинг, но нам очень не помешало бы экранизировать ее в России. Чтобы знать свое будущее.

Вот воронежские дела: известны пути наркоторговцев, бедная ФСБ вроде бы насмерть бьется с дилерами, известны даже перевалочные пункты и конкретные личности, но борьба остается безрезультатной. Ну законы там, Госдума, проблемы ее творчества, включая пчеловодство... Недавно один депутат госдумовский прямым текстом сообщил, что на очередной сессии наркодоллары разве что по воздуху не летали. Так можно очень долго бороться с национальной склонностью к зависимостям. Естественно, что пивная реклама будет по-прежнему хлестать со всех телеканалов. Тут уж не до пива; как бы думцы наши не легализовали легкие наркотики.

Роман «Повелитель мух» — антиутопия о детях, оказавшихся на необитаемом острове. Можно сказать, что отсутствие истории и, соответственно, традиций человечности привело к краху. В конце концов, дети просто спалили чудесный мир, в котором они оказались волею случая.

Маршак предлагает подробный план: что надо сделать, чтоб не спалить нашу страну окончательно. Чтоб мог выжить тот колхоз, принимающий сезонные атаки «торпед». Как организовать в стране, утопающей в «реформах», спасение утопающих. Здравый смысл не представляет особых секретов, а умные люди учатся на чужих ошибках, а не на собственных граблях. В мире накоплен солидный опыт борьбы с зависимостями, почему б и нам его не использовать? А то наш рынок услуг наркологов... как бы это помягче сказать... В общем, кто имеет возможность на этом зарабатывать, тот и зарабатывает. И не так-то просто найти действительно профессионалов. Не говоря уж о результатах деятельности такого рынка. Главный из которых — то, что многие люди навсегда теряют надежду.

Должна же страна иметь хоть какой-то план! И очень хотелось бы такой план обсудить. Если, конечно, найдутся желающие обсуждать. Сейчас, вы же знаете, время такое — всем некогда...

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow