Сюжеты

ВРЕМЯ «ЛЕГКИХ» ДЕНЕГ В ТУРИЗМЕ ПРОШЛО

Этот материал вышел в № 91 от 17 Декабря 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

ВРЕМЯ «ЛЕГКИХ» ДЕНЕГ В ТУРИЗМЕ ПРОШЛО Завершившийся туристический сезон ознаменовался снижением цен до беспрецедентно низкого уровня. Благодаря этому многие из наших сограждан, ранее мечтавших об отдыхе лишь в трехзвездных отелях, смогли...


ВРЕМЯ «ЛЕГКИХ» ДЕНЕГ В ТУРИЗМЕ ПРОШЛО
       
       Завершившийся туристический сезон ознаменовался снижением цен до беспрецедентно низкого уровня. Благодаря этому многие из наших сограждан, ранее мечтавших об отдыхе лишь в трехзвездных отелях, смогли позволить себе роскошь 4-5-звездных гостиниц. Однако не секрет, что события, происходящие ныне в туризме после 11 сентября, больно ударили по финансовому положению турфирм, особенно мелких. Как реагируют они на спад в туризме и не приведут ли эти процессы к сужению рынка с последующим резким повышением цен, мы и решили выяснить. Одной из первых реакций мелких турагентств стало их объединение под той или иной торговой маркой в сети, клубы, ассоциации. Процесс объединения активно пошел во второй половине текущего года. Прокомментировать это явление мы и попросили Андрея Полозова-Яблонского, ведущего эксперта по сетевым технологиям в туризме. В свое время он был автором и руководителем туристической сети агентств «Академэкспресс».
       — Что, по-вашему, стало главной причиной стремления мелких турагентств к объединению?
       — Процесс этот объективный. Рынок интуитивно нащупывает способы выживания и облекает их в определенные формы. Объединения, клубы, сети турагентств имеют определенные преимущества, позволяющие чувствовать себя более комфортно на рынке.
       Прежде всего снижаются единичные издержки на прямое управление, рекламу, юридическое и аудиторское обеспечение, безопасность, ведение управленческого и фискального учета и т.д. Агентству в составе сети, к примеру, уже нет нужды содержать бухгалтера, маркетолога, кадровика и прочих специалистов. В нем остаются 3—4 сотрудника, их главная задача — встречать клиента улыбкой: «Чего изволите?».
       Другой стимул, способствующий объединению мелких тур-агентств, — возможность создания качественно новых отношений с туроператорами, авиаперевозчиками и страховыми компаниями. Цель у турагентств одна — получение более льготных комиссий. Они, безусловно, позволяют привлекать больше клиентов на постоянной основе. Одновременно в сети вводятся более высокие стандарты качества, которые ограждают клиента от получения недоброкачественной услуги.
       — Словом, по вашему мнению, время «легких» денег в туризме прошло?
       — Да, действительно, время «легких» денег уже прошло. В туризме идет процесс укрупнения и консолидации.
       Сегодня в отрасли налицо низкий уровень развития управленческих и информационных технологий. Например, в этом году о начале работы объявили несколько сетевых образований. Но на деле ни одно из них не преуспело в развитии. Не говоря уже о прибылях. Почему? Да потому, что все они стали подобием закупочного картеля. Его представители приходили к крупным туроператорам и требовали: дайте повышенный процент. А мелким агентствам они говорили: продавайте наш продукт, получите процент выше. Правда, придется заплатить за нашу торговую марку. Хочу сразу заметить: эти закупочные картели неполноценны без контроля платежей со стороны консолидирующего центра. Я всегда и в шутку и всерьез говорил, что главный консолидатор — это прежде всего главный бухгалтер. И потом, в бизнесе всегда приходится отвечать за обещания.
       Руководя «Академэкспрессом», например, я тоже выкручивал руки поставщикам, но сначала моя сеть агентств давала объем, а потом уж велись переговоры о более льготных условиях сотрудничества.
       — А как давно идет процесс формирования франчайзинговых сетей в турбизнесе?
       — Первой в этой области была «Роза ветров». Осколки сети этой фирмы остались до сих пор в разных городах России. Беда в том, что «Роза ветров» раздавала направо и налево свою торговую марку, а не занималась процессом создания структуры управления. Затем появился «Академэкспресс», который, как и головная корпорация «Академсервис», очень большие средства вкладывал в развитие технологий. В настоящее время это «Метрополь-экспресс», «Гринэкс», принадлежащие туроператорам «Метрополь» и «Натали» соответственно, «Глобал-трэвел», заимствовавший немало у «Академэкспресса», «Магазин горящих путевок». Существует и целая серия проектов с простой и понятной задачей — платной раздачей торговой марки.
       Правда, их беда в том, что легкость идеи с раздачей торговой марки и организацией закупочного картеля приводит к соблазну повторения. В результате такие сети и растут как грибы, удушая себя в зародыше.
       — И что же в перспективе, кто, на ваш взгляд, преуспеет на данном поприще?
       — Давать оценки и прогнозировать — задача неблагодарная. Думаю, что после определенной реструктуризации есть перспективы у «Гринэкса», «Магазина горящих путевок» и у компании «Мир «Аэрофлота». При преодолении наследия прошедших лет могут подняться сети «Интуриста» и «Спутника». Есть компании, которые пока этим не занимаются, но имеют необходимые технологии, имя и прочее, что позволило бы развить управляемую розницу. Это в первую очередь туроператор «Тез Тур» и оператор на рынке авиаперевозок «Тревел Сити» (торговая марка Avantix). Однако именно сейчас возрастает угроза проникновения на рынок иностранных инвесторов. Поэтому только слаженные действия российских субъектов рынка могут избавить их от скорого стояния в очереди на получение франшизы от того или иного зарубежного туроператора.
        — Кстати, а как сложилась судьба вашего детища — «Академэкспресса»?
       — Не надо о грустном. После кризиса корпорация «Академсервис» потеряла значительные средства на рынке выездного туризма. Имели место и туроператорский просчет, и неплатежи агентств со ссылкой на рухнувшие банки.
       К сожалению, акционеры компании ( а я был только наемным менеджером) потеряли прежнее единство, и компания села на мель. Правда, было сделано все необходимое, чтобы не пострадали клиенты. По линии поставщиков в сеть также никто не пострадал, кроме авиакомпании «Сибирь». Поскольку лично я отвечал за сотрудничество с этой авиакомпанией, то после отказа руководства «Академсервиса» выплатить ей долги я принял решение об увольнении.
       — Чем занимаетесь сейчас?
       — В настоящий период веду разработку управленческих решений для ряда туркомпаний, работаю над диссертацией на тему оптимизации розничных сетей продаж.
       — Не тянет ли на практическую работу?
       — А я из нее и не уходил. С моей подачи, например, запущен проект «Метрополь-экспресс». Успешно поработал я в стартовый период и в компании «Мир «Аэрофлота». Сегодня занят в другом крупном интереснейшем проекте, опять же в туризме. В каком? Пока секрет, но в контексте приобретенного опыта. В любом случае в меру сил и возможностей делаю все вместе с коллегами по цеху, чтобы способствовать прогрессу в туризме.
       — Стало быть, в следующем году россияне не могут рассчитывать на снижение стоимости туруслуг?
       — Действительность такова, что в следующем сезоне цены будут выше. Просто в этом году имел место не просто демпинг, а топтание тур-операторами друг друга, избыток предложений от авиакомпаний на массовых направлениях. В результате рынок потерял очень большие деньги. От этого выиграл потребитель. Понятно, что на продолжение банкета не хватит средств и война между туроператорами должна перейти в стадию определенных картельных соглашений.
       Надеюсь, процесс этот не зайдет настолько далеко, чтобы потребовалось вмешательство Министерства по антимонопольной политике. А это приведет к повышению цен на туруслуги. Что нужно сделать, чтобы этого не произошло? Внимание правительства. Ведь туризм во всем мире — высокодоходная отрасль экономики. Даже в США, например, она в числе первых по значимости.
       У России огромнейший потенциал в туризме. И если его использовать по-умному, разработать правительственную программу поддержки туризма, она принесет не меньше дивидендов, чем торговля, скажем, газом! Но, увы, осознания этого на государственном уровне пока нет. А жаль!
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera