Сюжеты

ФРАНК И ТРИДЦАТЬ САНТИМОВ

Этот материал вышел в № 91 от 17 Декабря 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Министр транспорта получал квартиры и оказывал услуги коммерческому банку? Квартира в Москве — вещь коварная. Она испортила карьеру не одному министру. В бывшей квартире министра РФ по атомной энергии Адамова нашли представительство...


Министр транспорта получал квартиры и оказывал услуги коммерческому банку?
       

 
       Квартира в Москве — вещь коварная. Она испортила карьеру не одному министру. В бывшей квартире министра РФ по атомной энергии Адамова нашли представительство иностранной фирмы, и где сейчас Адамов? У главы Минприроды Артюхова обнаружили пару квартир, и в каком состоянии теперь Артюхов? Не стал исключением и министр транспорта Сергей Франк. Комиссия Госдумы по борьбе с коррупцией выяснила, что он также втянут в квартирные дела.
       
       Отсюда, собственно, и потянулась нить расследования. Ясно, что вопросы недвижимости очень недешевы и госчиновник не в состоянии решить их в одиночку. Значит, кто-то за него платит. А поскольку рассчитывать на безвозмездную материальную помощь в наши дни не приходится, за нее обычно расплачиваются определенными услугами. Какие же услуги оказывал министр Франк?
       В 1995 году после назначения в министерство Франк приехал в столицу, а так как собственного жилья у него не было — стал арендатором. Причем настолько знатным, что платил приютившей его квартирной хозяйке не только 500 тыс. неденоминированных рублей в месяц, но и еще 3700 долларов (!), так что общая стоимость «аренды» составила 29 600 условных единиц. Чтобы платить за квартиру такие бешеные деньги, нужен очень глубокий и не пустой карман.
       Карман действительно был велик. «Морбанк», в котором с конца 1995 года Франк открыл валютные и рублевые счета, давал ему беспроцентные ссуды. Иногда 26 млн руб., а иногда и 29 млн — в зависимости от валютного курса, чтобы в общем получалось примерно 5500 долларов. И еще ежемесячно 40 млн руб. в придачу. Но ссуды эти были беспроцентными только для Франка. А банк аккуратно конвертировал проценты от этих денег и переводил их на валютный счет министра.
       В общем, благодаря особым льготным условиям, которые «Морбанк» создал для важного клиента, проценты эти составили 29 848 долларов. А на рублевом счету осела сумма, эквивалентная 16 тыс. долларам. О причине таких преимуществ догадаться нетрудно. В июле 1996-го Франк стал замминистра транспорта. Да и «Морбанку» он был не чужим человеком.
       
       Для сведения: Франк Сергей Оттович, поначалу — замгендиректора АО «Дальневосточное морское пароходство». В 1994 году — член наблюдательного совета «Морбанка». С октября 1995-го — замдиректора департамента морского транспорта Минтранса России. С июля 1996-го — замминистра, а с апреля 1997-го — первый зам.
       Неудивительно, что именно «Морбанк» в 1996 году заключил сверхвыгодную сделку с Государственным унитарным предприятием «Моринрасчет» Минтранспорта РФ. И получил право целый год обслуживать его облигации государственного внутреннего валютного займа минимальной стоимостью десять с половиной миллионов долларов (!). Деньги на счетах Франка — ничто по сравнению даже с самыми незначительными процентами от этой суммы. А ведь прибыль делили поровну: половину — частному банку, половину — госпредприятию, что, мягко говоря, не соответствует нормальной мировой практике. Брокер повсюду получает около 10 процентов. Но, видимо, к оператору, который кормит госчиновника, это не относится.
       По странному совпадению сделка произошла как раз в то время, когда без пяти минут замминистра Сергей Франк как председатель наблюдательного совета «Морбанка» получил очередную беспроцентную ссуду — 78 тыс. долларов — для покупки квартиры. И приобрел ее у того же банка, который, впрочем, ничего не выиграл. И даже напротив, учитывая реальную стоимость этой недвижимости, плату за установку телефона и проч., облагодетельствовал важную персону на 71 миллион неденоминированных рублей.
       «Благотворительность» на этом не закончилась. Когда Франк уже был госслужащим, банк оплачивал его мобильные переговоры, обставил мебелью его кабинет, купил ему «Волгу» и исправно платил водителю. В общем, довольно успешно исполнял роль богатого и любящего патрона.
       Когда комиссия Госдумы по борьбе с коррупцией выявила это взаимное патронирование, то сразу же направила запрос в Генпрокуратуру. Первый зам генпрокурора Бирюков ответил, что все факты подтвердились, но оснований «для принятия мер» не нашел. Интересно, где искал?
       Высокопоставленный служащий, который вскоре становится главой Минтранспорта, получает деньги от «Морбанка», а «Морбанк» получает невероятно выгодную сделку с одним из ГУПов министерства. Действительно, какая связь?
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera