Сюжеты

СТИЛЬ ЭПОХИ — ОФИСНЫЙ

Этот материал вышел в № 91 от 17 Декабря 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

«Арт Манеж-2001» В нынешнем сезоне лицо самого большого московского артфорума больше не приукрашивали некоммерческие (то есть планово убыточные) экспозиции музейного уровня. Участвовал только тот, кто был готов за себя заплатить. Условия...


«Арт Манеж-2001»
       

  
       В нынешнем сезоне лицо самого большого московского артфорума больше не приукрашивали некоммерческие (то есть планово убыточные) экспозиции музейного уровня. Участвовал только тот, кто был готов за себя заплатить.
       Условия оплаты таковы: 70 «уёв» за метр пола на выставочном стенде плюс 500 за разворот в каталоге. Цены держатся почти с самого возникновения ежегодного «Арт Манежа» в 1996-м году; налицо вроде бы примета стабильности. Чтобы вместить всех желающих, впервые пришлось пожертвовать балконом второго этажа и, говорят, кое-кому даже отказали в участии. На место прошлогодних полуфиктивных галерей пришли новые «временные творческие коллективы» (в отличие от традиционного весеннего Арт-Салона сами художники в декабрьской ярмарке участвовать не могли). Галерей стало больше, жить стало веселее...
       Новшество придумано Станиславом Каракашем, директором Центрального выставочного зала, и Владимиром Овчаренко, хозяином галереи «Риджина». Второй год он по совместительству работает в оргкомитете ярмарки (считается, что дефицит дееспособных персонажей в сфере изобразительного искусства снимает этические проблемы при сидении на двух стульях). Отныне девиз «Арт Манежа» звучит так: «Одна галерея — один художник».
       С нововведением участники боролись по-разному. Кто-то брал два-три соседних стенда, кто-то регулярно менял экспозицию. К тому же, листая каталог, сразу обнаруживаешь некую закономерность. Директор «Арт Реммер Галереи» Святослав Реммер представляет художника Реммер Люду, Светлана Костяева из галереи «АРТ-С» — художника Костяева Сергея, Анатолий Веселов из «Гороскопа» — Веселову Галину. А Вилен Каракашев, возглавляющий образование с неясным названием (на 70-й странице каталога это и «Золотой Треугольник», и «Планета Сказок» одновременно), показывает живопись Каракашева Вилена. Так же тихо сам с собою поступает Игорь Кормышев из «Арт Агентства Колония». Список можно продолжить.
       Конечно, ярмарку с персональными мини-выставками смотреть было легче, зато теперь «чужие здесь не ходят». За бортом оказались десятки авторов, составляющих цвет сегодняшнего российского искусства. Не было звезд прежнего Манежа — Ивана Лубеннникова, Юрия Злотникова, Игоря Макаревича, Ирины Затуловской... В целом же господствовал тот сорт живописи, графики и скульптуры, который в последние годы принято именовать офисным. Салонные перепевы Климта и модерна вообще, «средневековая» символика, приглушенная декоративность.
       Ощущение давно виденного и даже подзабытого. Этого впечатления не перебили ни новомодные ночные VIP-туры по залам, ни объявленная оптимистичная статистика роста продаж — на самом деле методики их объективного подсчета просто не существует. Что же касается идеи монографического представления участников, некоторые галереи столкнулись на почве притязаний на показ одного и того же художника, а к последнему дню работы ярмарки на стенде «Пан-Дана», например, уже насчитывался десяток привычных для этой галереи имен. Но организаторы к тому времени свою работу сделали: площади зала были-таки распроданы.
       Через год, тоже в декабре, исполняется сорок лет с той знаменитой выставки 1962 года, где Хрущев столкнулся с непонятным ему «другим искусством». Хороший повод «Арт Манежу-2002» вспомнить и историю главного московского зала, и многих прежних его героев. Только, похоже, в нынешней стратегии ярмарки нет места таким сантиментам.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera