Сюжеты

СТИЛЬ ЭПОХИ — ОФИСНЫЙ

Этот материал вышел в № 91 от 17 Декабря 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

«Арт Манеж-2001» В нынешнем сезоне лицо самого большого московского артфорума больше не приукрашивали некоммерческие (то есть планово убыточные) экспозиции музейного уровня. Участвовал только тот, кто был готов за себя заплатить. Условия...


«Арт Манеж-2001»
       

  
       В нынешнем сезоне лицо самого большого московского артфорума больше не приукрашивали некоммерческие (то есть планово убыточные) экспозиции музейного уровня. Участвовал только тот, кто был готов за себя заплатить.
       Условия оплаты таковы: 70 «уёв» за метр пола на выставочном стенде плюс 500 за разворот в каталоге. Цены держатся почти с самого возникновения ежегодного «Арт Манежа» в 1996-м году; налицо вроде бы примета стабильности. Чтобы вместить всех желающих, впервые пришлось пожертвовать балконом второго этажа и, говорят, кое-кому даже отказали в участии. На место прошлогодних полуфиктивных галерей пришли новые «временные творческие коллективы» (в отличие от традиционного весеннего Арт-Салона сами художники в декабрьской ярмарке участвовать не могли). Галерей стало больше, жить стало веселее...
       Новшество придумано Станиславом Каракашем, директором Центрального выставочного зала, и Владимиром Овчаренко, хозяином галереи «Риджина». Второй год он по совместительству работает в оргкомитете ярмарки (считается, что дефицит дееспособных персонажей в сфере изобразительного искусства снимает этические проблемы при сидении на двух стульях). Отныне девиз «Арт Манежа» звучит так: «Одна галерея — один художник».
       С нововведением участники боролись по-разному. Кто-то брал два-три соседних стенда, кто-то регулярно менял экспозицию. К тому же, листая каталог, сразу обнаруживаешь некую закономерность. Директор «Арт Реммер Галереи» Святослав Реммер представляет художника Реммер Люду, Светлана Костяева из галереи «АРТ-С» — художника Костяева Сергея, Анатолий Веселов из «Гороскопа» — Веселову Галину. А Вилен Каракашев, возглавляющий образование с неясным названием (на 70-й странице каталога это и «Золотой Треугольник», и «Планета Сказок» одновременно), показывает живопись Каракашева Вилена. Так же тихо сам с собою поступает Игорь Кормышев из «Арт Агентства Колония». Список можно продолжить.
       Конечно, ярмарку с персональными мини-выставками смотреть было легче, зато теперь «чужие здесь не ходят». За бортом оказались десятки авторов, составляющих цвет сегодняшнего российского искусства. Не было звезд прежнего Манежа — Ивана Лубеннникова, Юрия Злотникова, Игоря Макаревича, Ирины Затуловской... В целом же господствовал тот сорт живописи, графики и скульптуры, который в последние годы принято именовать офисным. Салонные перепевы Климта и модерна вообще, «средневековая» символика, приглушенная декоративность.
       Ощущение давно виденного и даже подзабытого. Этого впечатления не перебили ни новомодные ночные VIP-туры по залам, ни объявленная оптимистичная статистика роста продаж — на самом деле методики их объективного подсчета просто не существует. Что же касается идеи монографического представления участников, некоторые галереи столкнулись на почве притязаний на показ одного и того же художника, а к последнему дню работы ярмарки на стенде «Пан-Дана», например, уже насчитывался десяток привычных для этой галереи имен. Но организаторы к тому времени свою работу сделали: площади зала были-таки распроданы.
       Через год, тоже в декабре, исполняется сорок лет с той знаменитой выставки 1962 года, где Хрущев столкнулся с непонятным ему «другим искусством». Хороший повод «Арт Манежу-2002» вспомнить и историю главного московского зала, и многих прежних его героев. Только, похоже, в нынешней стратегии ярмарки нет места таким сантиментам.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera