Этот материал вышел в № 92 от 20 Декабря 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

В последнее время о среднем классе в России не рассуждает только ленивый. Большинство пишущих на эту тему сходятся во мнении, что аналог западного среднего класса уже сформировался в нашей стране и с каждым годом становится все масштабнее....


       
       В последнее время о среднем классе в России не рассуждает только ленивый. Большинство пишущих на эту тему сходятся во мнении, что аналог западного среднего класса уже сформировался в нашей стране и с каждым годом становится все масштабнее. Не знает об этом только сам средний класс. Не знает и не понимает, что именно на нем, так же как и на Западе, держится государство и от него зависят стабильность и преуспеяние страны.
       Очень мало в России людей, которые на вопрос о том, к какому классу они относятся, ответили бы, не задумываясь: «к среднему». По-прежнему большинству из нас привычнее делить друг друга на «рабочих», «служащих», «крестьян» и прочие «прослойки». Но ведь жизнь изменилась, и уже не столь важно, на заводе, в офисе, за прилавком или за рулем автомобиля мы зарабатываем средства к существованию. Гораздо важнее, можем ли мы сами, не уповая на государство, меценатов или богатых родственников, обеспечить себя и своих близких. И если можем, то уже не мы зависим от государства, а оно не может обойтись без нас – налогоплательщиков, производителей, потребителей, избирателей. Одна беда: мы не знаем, что мы – это МЫ
       
       Кто МЫ?
       МЫ — это экономически активное население, сумевшее приспособиться к новой жизни. МЫ — это не самые крупные предприниматели: от частных таксистов и торговцев до промышленников и банкиров. МЫ — это неплохо оплачиваемые наемные работники как в частных, так и в государственных предприятиях. МЫ — это «государственные люди»: начинающие наконец получать достаточные деньги военнослужащие, чиновники, некоторые «бюджетники». МЫ — это успешные представители «свободных профессий», творческие люди, приспособившаяся к новым условиям интеллигенция.
       МЫ обладаем собственностью — машиной, жильем, мелкими и средними фирмами, акциями, объектами недвижимости, техникой, финансовыми средствами, которые вкладываем в оборот. МЫ готовы нести ответственность за свою жизнь, и НАМ есть что терять — работу, собственность, источник доходов. Поэтому МЫ хотим влиять на жизнь общества, чтобы защитить себя, своих близких, свое дело и свое имущество от катаклизмов, способных лишить нас нашего нынешнего положения.
       Слово МЫ предполагает, что есть и другие, не-МЫ. Кто же это?
       В реальности их две категории. Первая — это те, кто по объективным причинам не может себя обеспечить, не может отвечать за свою жизнь и жизнь близких: дети, инвалиды, престарелые, другие группы социально зависимых людей. Вторая — те, кто не желает всего этого, не желает созидать, трудиться, не желает иметь собственность и нести за нее ответственность. Таких раньше называли «люмпен». Это люди, имеющие физическую возможность, но не желающие трудиться, довольствующиеся прозябанием на уровне физического выживания и не стремящиеся к улучшению своего положения.
       Как же МЫ относимся к этим категориям людей? Первым МЫ готовы помогать, содержать, поскольку мы сами были или можем ими стать. Вторые НАМ чужды, к ним МЫ относимся как к неизбежному злу. И еще, не-МЫ — это те, кого называют олигархами, людьми, обладающими крупнейшими капиталами, тесно связанными с властью. МЫ — это НЕ Березовские, НЕ Чубайсы, НЕ Абрамовичи и пр.
       МЫ многое можем сами. Но кто же НАМ мешает?
       Главным НАШИМ врагом было и остается наше государство. На протяжении жизни ныне живущего поколения оно раз пять подчистую обкрадывало НАС — будь то обмен денег или уничтожение личного подсобного хозяйства в советское время, или тотальное лишение всех сбережений населения во времена реформ. Оно не дает НАМ главного, чего МЫ хотим от него, — СТАБИЛЬНОСТИ, ПРЕДСКАЗУЕМОСТИ, ПЕРСПЕКТИВЫ.
       Но и МЫ платим государству той же монетой. Государство живет вопреки НАШИМ интересам — МЫ живем вопреки интересам государства и желательно отдельно от него. МЫ не участвуем в политике, МЫ редко ходим голосовать. МЫ можем и должны влиять на власть, но по привычке не хотим этого делать, не хотим принимать политические решения. И за НАС решают другие.
       Что же получается? НАМ не нравится государство — МЫ бойкотируем выборы — за НАС голосуют люди с другими интересами — в результате НАМ опять не нравится государство. Круг замыкается. Разомкнуть его просто — МЫ должны формировать государство, МЫ должны влиять на его политику. МЫ должны заняться политикой и добиваться в ней результата с таким же упорством, с каким МЫ работаем и живем.
       
       НАМ нужна партия
       Для этого надо, во-первых, понять и четко сформулировать, чего мы хотим. Во-вторых, объединиться, чтобы добиться выполнения своих требований.
       НАМ, новому классу, нужна партия. Требования, которые отражают НАШИ общие интересы, не будут услышаны до тех пор, пока МЫ их выражаем поодиночке.
       Партия — это не членские взносы и способ сделать карьеру. Партия — это способ отстаивать свои интересы и влиять на государство. Если партия действительно будет НАШЕЙ, то именно она от НАШЕГО имени добьется снижения налогов для НАШЕГО бизнеса, ремонта дорог для НАШЕГО города, уборки НАШИХ улиц и дворов, отопления НАШЕГО дома. Какой же должна быть такая партия?
       Во-первых, НАША партия должна быть не олигархична, не представлять исключительно интересы малой группы людей, правящих в экономике и политике.
       Во-вторых, такая партия должна быть создана НАМИ и зависеть от НАС, НАШИХ интересов, интересов нового класса.
       У нас что, мало партий? — спросите вы. Создавать новую партию — дело тяжелое и долгое. Может быть, уже есть партия, которую МЫ сможем считать своей если не сейчас, то в ближайшем будущем?
       Созданный «под президента» бюрократический блок во главе с «Единством» не может стать НАШЕЙ партией, потому что в конфликте НАШИХ и государственных интересов он по определению встанет на сторону последних.
       Коммунисты и их союзники не могут стать НАШИМИ потому, что МЫ не приемлем деления людей на работающих честно и нечестно только потому, владеют ли они собственностью или не владеют.
       На роль НАШЕЙ партии могут претендовать только «ЯБЛОКО» и СПС, провозглашающие демократические и либеральные ценности.
       Но есть ли между ними серьезные различия? Как выясняется, есть.
       Во-первых, в руководство СПС входят олигархи и государственные чиновники высокого ранга. Они не могут не отстаивать прежде всего интересы своего крупного государственно-монополистического бизнеса и государственной машины. Эти интересы принципиально не совпадают с НАШИМИ: олигархи и крупные чиновники — это не-МЫ.
       Во-вторых, методы реформирования страны, проводившегося людьми из нынешнего руководства СПС, всегда базировались на принципе: «цель оправдывает средства», а интересы большинства легко приносились в жертву преуспевающему меньшинству. Для «ЯБЛОКА», напротив, средства всегда были не менее важны, чем цели, а проводить реформы «яблочники» считали возможным только так, чтобы от них выигрывало большинство граждан.
       В-третьих, представления о либерализме в СПС и «ЯБЛОКЕ» разные. СПС декларирует желание бороться с социальным иждивенчеством как главной угрозой «новому российскому капитализму» при помощи установления «исчерпывающего списка» тех, кого государство должно поддерживать. В этот список не попадают ни больные, ни безработные, ни матери-одиночки и др. Это — вульгарный либерализм XIX века, отрицающий какую-либо роль государства в экономике и не имеющий среди своих целей социальное государство. Напротив, идеология «ЯБЛОКА» ориентирована на либерализм XXI века, признающий ответственность государства за создание общества равных возможностей, рынка, имеющий в качестве одного из приоритетов социальное государство. Миссия «ЯБЛОКА» в том, что оно пытается согласовать интересы преуспевающего меньшинства с интересами проигрывающего большинства.
       Согласитесь, различия существенные. И похоже, на роль защиты НАШИХ интересов от бюрократизированного и олигархического государства более всего подходит именно «ЯБЛОКО». Которое в отличие от всех крупных современных партий никогда не было правящей партией. Которое имеет богатый опыт отстаивания своих принципов вопреки чиновничьим интересам. Наконец, именно в недрах «ЯБЛОКА» зародилась самая эффективная на сегодняшний день организация защиты гражданских прав — Общество защиты прав потребителей.
       Но одного этого мало. Во-первых, чтобы стать НАШЕЙ партией, «ЯБЛОКО» должно повернуться лицом к НАМ. Измениться внутренне — развивать структуры, доступные для обращения каждого из НАС. А во-вторых, «ЯБЛОКО» должно четко обозначить новые приоритеты в своей политике. Главным приоритетом должно стать понятие свободы, достижение которой и есть главная цель общества.
       О какой свободе идет речь? Опять о вседозволенности, опять брать столько суверенитета, сколько сможем? Нет, НАМ нужна другая свобода. Так какая же?
       
       Три слагаемых свободы
       Вот три слагаемых свободы:
       Свободный человек. Россия должна быть страной, где основу общества составляют граждане, для которых высшей ценностью является свобода, основанная на личной инициативе и ответственности, неприятии любых форм унижения человеческого достоинства, качественном образовании, материальной независимости.
       Гражданское общество. Россия должна быть страной, где интересы общества стоят выше интересов государства. Где соблюдение демократических принципов обеспечено гражданским обществом. Где общество способно к самоорганизации и активной защите прав и свобод граждан от любых посягательств, осознает свою ответственность за прошлое, настоящее и будущее страны, признает необходимость использования национальных богатств в интересах всех граждан, а не узкой группы лиц, стремится к справедливости и реализует механизмы социальной солидарности.
       Основой такого общества могут быть только свободные люди, МЫ — средний класс, интеллигенция.
       Правовое государство. Россия должна быть страной, где государство служит обществу, где обеспечен приоритет прав человека, где власть открыта для общества и ответственна перед ним. Где все равны перед законом и судом, где основная задача власти — непререкаемое соблюдение конституционных прав и свобод граждан, где действия власти направлены на обеспечение права граждан на качественное образование, защиту на случай болезни, безработицы, нетрудоспособности и старости, права на труд и справедливое вознаграждение за труд, обеспечивающее достойное человека существование.
       Если «ЯБЛОКО» станет партией, отстаивающей именно эти ценности, партией гражданской свободы, сможет повернуться лицом к новому классу, оно сможет стать партией этого класса.
       От этого зависит не только будущее «ЯБЛОКА». От этого зависит и то, насколько быстро Россия будет продвигаться по пути свободы и демократии, следуя которому многие страны мира достигли процветания и благополучия.
       
       P.S.
       ОТДАДИМ СТРАНУ В ХОРОШИЕ РУКИ
      Продолжаем дискуссию вокруг проекта демократического Манифеста «ЯБЛОКА»
       ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ
       - Государство для человека, а не человек для государства.
       - Социальная опора — средний класс.
       - Демократия как основа защиты достоинства личности.
       - Прекращение войны в Чечне при сохранении целостности России.
       - Контроль над силовыми структурами со стороны общества.
       - Создание в России социально-экономической модели европейского типа.
        Сделать Россию удобной для жизни. Обсуждение проекта: на сайте «Новой газеты» www.yabloko.ru

       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera