Сюжеты

XXXXXXXX

Этот материал вышел в № 93 от 24 Декабря 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Начинающие художники осваивают задворки соцреализма К началу торжественных речей по случаю открытия выставки «Молодые художники России» я опоздал. Весь день пришлось помогать освобождать мастерскую живописца, чье наследие нуждалось в...


Начинающие художники осваивают задворки соцреализма
       

  
       К началу торжественных речей по случаю открытия выставки «Молодые художники России» я опоздал.
       Весь день пришлось помогать освобождать мастерскую живописца, чье наследие нуждалось в срочной эвакуации. Кто не знает, столичная художественная практика устроена так: помещения, где работают большинство художников, принадлежат не им, а творческим союзам и объединениям. Мастерских недостаточно, в ожидании рабочего места проходят годы. И потому после ухода художника из жизни его наследники и сочувствующие (моя роль) должны укладываться в мемориальный срок, чтобы передать чердак или подвал следующему очереднику.
       Произведения ушедшего шестидесятника с трудом поместились в грузовик, а ведь многое уже хранится в музеях...
       Столь добросовестного отношения к профессии сегодня не то чтобы не встретишь. И все же приходится восторгаться той целеустремленностью, что была свойственна художникам старшего поколения.
       Перебирая работы самых недавних лет, нельзя не заметить, как стремительно устарела та эстетика, что еще недавно особо приветствовалась выставкомами всесоюзных-всероссийских выставок. Изменившийся уклад жизни обессмыслил панорамы плотин и заводов, назидательные «Сельские свадьбы» и перенесенную на холст обличительную крокодильскую сатиру. Странный сплав почти плакатной декоративности, самовольно записывающей себе в предшественники искания «Бубнового валета», и назидательности поздних передвижников — примета того художественного стиля, что на излете советской эпохи именовался соцреализмом.
       Из наследия тех лет устояли в первую очередь камерные жанры: портрет, лирический пейзаж, натюрморт. Раньше они служили подспорьем при создании экспозиций, заполняя простенки между образчиками советского эпоса. Поэзия старых вещей, восхищение перед по-новому увиденным восходом, стремление вглядеться в лицо повидавшего жизнь человека — вечные темы искусства. Они и прошли испытание временем.
       Тем удивительнее было увидеть нынешнюю «молодежку», занявшую весь третий этаж ЦДХ. Выставка начинающих художников делалась людьми, воспитанными прежней эпохой. А потому предпочтение при отборе экспонатов явно отдавалось вещам «гражданского» (на самом деле казенного) звучания, нередко с оттенком одиозности.
       Особо преуспели плакатисты. Есть доллар в виде рыболовного крючка или света в окошке, монстр, вылупившийся из последней буквы страшного слова NATO... Узнаете? То-то. К вечно, увы, актуальной теме борьбы за мир и противодействия «наркомании — СПИДу — бандитизму» добавилось нечто новое. «Зачем Вам имя? Теперь у Вас есть номер!» — восклицает плакатист Шерстюк (по советской традиции, на этикетках только фамилии и инициалы, так что возможности выяснить имя или хотя бы пол автора решительно нет). «Имя твое ИНН», — подтверждает плакатист Пятин (пол, видимо, мужской). Тема мучает и еще нескольких авторов.
       Установка организаторов на «региональные нравственные ценности» отчетливо представлена и в живописном разделе. Забавно наблюдать попытки приспособить технологию соцреализма к некогда неприемлемой для него тематике. Красная кирпичная стена с бойницами; солнечный свет пробивается через безмятежно зеленую листву начала лета. Вдоль стены — нескончаемая очередь: женщины, дети, милиционеры и милицейские заграждения-«волнорезы». Очередь, впрочем, стоит слева направо, значит, это не знакомые с детства двести десять шагов к дедушке Ленину. Так и есть, картина называется «За исцелением» (автор Яценко). Еще есть «За Русь святую», «Крестный ход на реку Великую», «Святой великомученик Глеб»... Интересно, что станет с этими картинами после выставки: претензии в названиях велики, а исполнение не лучше, чем у советских полотен, писанных по заказам Комбината живописного искусства.
       Впрочем, на фоне нынешней выставки функционеры творческого союза решились на беспрецедентный шаг. «Журналисты голосуют за Париж» — так называется акция, которая состоится в ЦДХ сегодня. Оказывается, с советских времен СХ сохранил возможность командировать художников во Францию, где он владеет двумя из трехсот творческих мастерских в Международном городке искусств. Эти мастерские работают бесперебойно аж с 1966 года. Площадь каждой квартиры-студии около 40 кв. м., сроки командировок — от двух месяцев до года. Художникам оплачивают проезд, проживание, материалы, выдают пропуск в музеи. Вот только последний творческий отчет об этой заоблачной жизни состоялся в 1998 году, на выставке «Русский сезон». Кто с тех пор обитал в четвертом округе Парижа, рядовым российским художникам неведомо.
       Не думаю, что на родину импрессионистов и Сезанна стоит отправлять унылых плакатистов или тех авторов, которые взяли за эталон самый кризисный период российского искусства. Работ, проникнутых свежестью восприятия окружающей жизни, на выставке мало, но все же они есть.
       Трудно представить художника по одной работе, но, откликаясь на предложение устроителей, рискну проголосовать за ставропольского автора А. Горбикова — его «Пейзаж» (2000), повешенный в отдалении от парадного зала, представляется достойным внимания не в «идейном», но именно в живописном своем качестве.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera