Сюжеты

ДЛИННЫЙ, КАК ЖИЗНЬ, КОРИДОР

Этот материал вышел в № 94 от 27 Декабря 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

«Коммунальный очаг у Покровских ворот», воссозданный Козаковым, был настолько живописен, точен и узнаваем, что казалось, и мы жили за этой дверью с фамилиями под каждым звонком. Обитатели коммуналки – почти родные. Кажется, что, как и...


       
       «Коммунальный очаг у Покровских ворот», воссозданный Козаковым, был настолько живописен, точен и узнаваем, что казалось, и мы жили за этой дверью с фамилиями под каждым звонком. Обитатели коммуналки – почти родные. Кажется, что, как и другие москвичи, они просто разъехались по новым адресам. Так хочется расспросить, как они там?
       Аспирант Костик, казалось, «списан» Зориным с Меньшикова. Для двадцатидвухлетнего актера роль была не дебютной, но стопроцентно звездной. В том же году он ушел из Малого в ЦТСА, потом в Ермоловский. И в конце 80-х… в никуда, потому что более всего опасался рутинной, просматриваемой надолго вперед судьбы. Но профессия складывалась куда как удачно. Он снимался у Михалкова, Балаяна, Тодоровского, Бодрова, Режи Варнье… В 90-м сыграл Есенина на лондонской сцене с Ванессой Редгрейв и получил премию Лоуренса Оливье. В театре сыграл Ганю в «Идиоте», бога танца Нижинского, бога зла Калигулу и гротескного Ихарева.
       Солнечный шпаликовский мальчик превратился в загадочного строгого сорокалетнего господина. Самого замкнутого актера своего поколения. В кинематографе он выверяет каждый шаг. Сниматься не спешит, отказываясь не только от работы с Лунгиным в «Олигархе», но и от заманчивого голливудского проекта, предложенного самим Шоном Пенном.
       Он ждет режиссера, который «повернул бы его совершенно неожиданно». Сейчас в стадии разработки проект «Утомленные солнцем-2». Но Меньшиков не простаивает, а приступает к очередному перевоплощению. На сей раз в аристократического сыщика Фандорина. Причем вроде бы сам планирует снимать «Статского советника» вместо Михалкова.
       На сцене «Под крышей» Театра Моссовета завершаются репетиции «Игроков» меньшиковского товарищества «814» (премьера заявлена на середину января).
       Недавно «сибирский цирюльник» подписал контракт со швейцарской фирмой «Longines». Слоган фирмы «Элегантность как стиль жизни», пришедший на смену недавнему «Он русский, и это многое объясняет», видимо, более соответствует его нынешнему статусу первого актера поколения...
       
       Маргарита Павловна
       Сверкающий бенефис Инны Ульяновой. В основном-то ей доверяли эпизоды. Маленьким шедевром была Дама с лисой, «Эйнштейн в любви», лучшее «мгновение» среди других «семнадцати».
       Инна Ульянова работает в Содружестве актеров на Таганке. Играет в театре Арцыбашева. Удачно снялась у Михалкова в «Утомленных солнцем». Вела телевизионные программы про дом, про здоровье. Ведь Маргарите Павловне как старой знакомой доверяют. Она же рьяно и неустанно трет с внутренней стороны наши телеэкраны «Кометом». В театре играет сваху в «Женитьбе», и, когда тычет в публику пальцем: «Неблагодарные!» — понятно, что такая немедленно оженит даже Подколесина. Те же слова она вправе сказать и режиссерам. Такую актрису «шляпят».
       
       Хоботов
       Роль безвольного интеллигента из ряда вымирающих мамонтов была словно придумана для Анатолия Равиковича.
       Равикович играет в петербургском Театре Комедии. Регулярно приезжает в Москву для антрепризных спектаклей «Поза эмигранта», «Ужин с дураком», «Цена».
       Равиковичу часто достаются характеры мудрых чудаков. Вот и в «Цене» Миллера он играет Соломона, понимающего в ценностях мнимых и настоящих. Сам он считает «Покровские ворота» своим главным фильмом. Убежден при этом, что Хоботов не похож на него.
       
       Савва Игнатьевич
       Его крупное лицо запомнилось еще по «Первому троллейбусу». В кино народный артист Виктор Борцов снимался до обидного мало. Вспоминаются, пожалуй, лишь «Гардемарины» и «Визит дамы». На его могучих плечах — значимая часть репертуара Малого театра. Он словно создан для ролей хозяев жизни, придуманных господином Островским. Пробует себя и в характерных ролях. В «Береге» сыграл мерзавца, что при его благонравном облике нелегко. Ферштейн?
       Кстати, оба мужа Маргариты Павловны продолжают и по истечении этих 20 лет встречаться на экране. В то время, пока сама хозяйка оттирает соседскую мойку, Савва Игнатьевич помогает Хоботову избежать очередного приступа отчаяния в рекламе: «Крышу надо крыть ондулином». Смотрите вы на них и понимаете, как изменился мир вокруг нас. Натюрлих?
       
       Людочка
       Елена Коренева появилась на съемочной площадке уже известной актрисой. Потом ее замужество и отъезд в Америку сыграли роковую роль в судьбе фильма. Имя ее вычеркнули из кинословаря. Потом долго не впускали обратно. В конце 80-х она вернулась и снялась сразу в четырех картинах. Сегодня в фильмографии Елены Кореневой десятки ролей. Внимание публики привлек моноспектакль «Лу» по пьесе Дэвида Джорджа в постановке Каменьковича. А только что вышла ее книжка «Идиотка».
       
       Велюров
       Велюров — всенародно любимый Мюллер — Леонид Броневой.
       После «Покровских ворот» были «Формула любви», «Небеса обетованные»… В последние годы он сыграл в Ленкоме Дорна, Норфолка в «Королевских играх», Потапыча в «Варваре и еретике», Крутицкого в «Мудреце». Любит повторять «У нас жесткая профессия – в любом возрасте нужно соответствовать молодым». Он соответствует.
       
       Света
       Татьяна Догилева никогда не жаловалась на невостребованность. Она снималась у Райзмана и Рязанова, у Козакова и Мотыля, поставила спектакли «Лунный свет, медовый месяц…» и «Дуэт». В театре Михаила Козакова репетирует «Не все коту масленица» Островского. Самая интересная работа в театре — «Орестея» Питера Штайна. Наиболее яркая роль в кино – энкавэдэшная стукачка в фильме Режи Варнье «Восток—Запад».
       
       Анна Адамовна
       Марина Дюжева за это время озвучила невероятное число ролей и в кино, и в сериалах. Это ее голосом любят и плачут все девушки в «Элен и ребятах», а также изготовители бразильских «нежных ядов». В новогодние дни нас ждет встреча с актрисой, перешедшей на амплуа мам в новом комедийном шоу РТР «Дружная семейка». Одна из последних ролей — любительница эротики из фильма Владимира Меньшова «Зависть богов».
       
       Орловичи
       Игорь Дмитриев долго считался актером с офицерской выправкой. На самом деле — с аристократической. Ведь среди его предков та самая Анна Павловна Шерер, описанная Толстым. Снимался более чем в 120 картинах. Практически всегда ему предлагали роли второстепенные или эпизодические. А он всю жизнь мечтал об Арбенине. На петербургском телевидении вел программу «У Игоря Д.»
       А Елизавета Никищихина умерла. Великолепная, острохарактерная, эксцентрическая, трагическая актриса. Способная существовать в сценическом космосе от непреклонной Вассы до клоунессы Агафьи Тихоновны, от Герды до Антигоны. И при этом ни одной главной роли в кино. Это с ней Анатолий Васильев сравнивал «…русских женщин, телом немощных, душой от счастья пьяных, от горя слезных, верою же самых божьих…»
       
       Алиса Витальевна
       Недавно не стало и Софьи Пилявской. От нее в картине веяло благородством рухнувшего в бездну прошлого. Кажется, она и была прототипом Алисы Витальевны у Зорина: «Седая, как горная гряда, и восторженная, как мадригал». Алиса Витальевна, гений хорошего тона, по праву могла обучать манерам не только Костика, но и студентов Школы-студии МХАТа, как вкладывала в это душу сама Софья Пилявская.
       
       Поэт Соев
       Евгению Моргунову нечасто удавалось вырваться из плена своей маски Бывалого, придуманной Гайдаем. В «Покровских воротах» удалось. Моргунов пробовал себя в режиссуре и по собственному сценарию поставил фильм «Когда казаки плачут».
       По воспоминаниям актеров, фильм снимался в редкой атмосфере доброжелательности. Точно найденному штриху устраивали овацию. Обласкивали друг друга: «Гений! Небожитель!».
       ...Расставались грустно. Словно разъезжались по новостройкам.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera