Сюжеты

ПОДАЙТЕ ОЛИГАРХУ НА ЗАЩИТУ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ

Этот материал вышел в № 03 от 17 Января 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Среди фраз, употребляемых лоббистами, бюрократами и прочей псевдоэкономической публикой, есть несколько оборотов, само наличие которых должно настораживать граждан, как красная лампочка на панели вашего автомобиля настораживает водителя, с...


       


       Среди фраз, употребляемых лоббистами, бюрократами и прочей псевдоэкономической публикой, есть несколько оборотов, само наличие которых должно настораживать граждан, как красная лампочка на панели вашего автомобиля настораживает водителя, с неизбежностью свидетельствуя о каких-то в оном неполадках.
       Почетное место среди этих выражений занимает фраза: «защита отечественного производителя».
       Почему-то горячая забота об отечественном автопроизводителе проявлялась в России тогда, когда возле власти появлялся кто-то, не чуждый отечественному автомобилестроению. Например, когда вице-премьером был глава АвтоВАЗа Владимир Каданников или когда Олег Дерипаска купил ГАЗ.
       Таким образом, «защиту отечественного производителя» будет правильнее переименовать в «защиту отечественного олигарха».
       На Западе есть такой бизнес: купить компанию, реструктурировать ее и за счет увеличения производства и улучшения структуры продать втрое дороже. Любимый бизнес российских олигархов куда проще: купить завод и, не реструктурируя самого завода, изменить законы государства и этим повысить продажную стоимость.
       Конечно, можно порадоваться, что «Сибал» купил ГАЗ, а не завод презервативов, к примеру. И правительство в целях «защиты отечественного производителя» не обязало все половозрелое население страны пользоваться изделиями номер 2 производства какого-нибудь дыропупкинского завода.
       Но дело в том, что, кроме отечественного производителя (под маской которого скрывается лоббист), есть еще и отечественный потребитель. Это миллионы людей, которых вынудят отдавать кровные заработанные рубли на финансирование новых приобретений владельцев ГАЗа. То есть «защита отечественного производителя» есть на самом деле косвенный налог, который простой человек выплачивает олигарху.
       Впрочем, я не хочу, чтобы у читателей создалось вредное и неправильное впечатление, что повышение пошлин на автомобили нужно только владельцам отечественных автозаводов. Есть еще один слой населения, которому оно жизненно важно. Это – таможенники.
       Не секрет, что это славное ведомство не отстает от других государственных институтов по степени морально-бытового разложения. Мы – единственная страна в мире, где контрабандисты имеют официальный статус – они называются «таможенные брокеры». По сути, российская таможня – это такое общее название группы компаний, аффилированных посредством общей государственной границы и имеющих разные «крыши» — бандитские, ментовские, чекистские, кремлевские и т.д. Общий теневой оборот этой компании – несколько миллиардов долларов в год. Говорят, что последняя драка между председателем ГТК Ваниным и рядом подконтрольных чекистам структур началась с того, что г-н Ванин потребовал двукратного увеличения тех официальных копеечных сумм, которые поступают в казну с каждой контрабандной фуры. (Представляете себе хоть одну страну, в которой глава таможни на официальном заседании потребует от своих подчиненных: не «платите все», а «платите побольше»?) Чекистские «крыши» восприняли это как оскорбление, — мол, на кого рыпаешься? – и поехало…
       Нетрудно предположить, что в этих условиях рост пошлин обернется не столь уж большим повышением реальных цен – но зато очень большим ростом доходов таможенников. То есть «защита отечественного производителя» обеспечит не только субсидии олигархам, но и взятки стражам границы.
       Что же до самих российских автозаводов, то научить их собирать хорошие машины, защитив от конкуренции, — все равно, что обучить человека плавать в бассейне, в котором нет воды.
       В конце концов, высшей формой защиты отечественного производителя является социализм. При социализме импорт зарубежного «Мерседеса» и «сникерса» не только запрещен законодательно, но и приравнен к моральной измене Родине, в связи с чем на «Мерседесах» имеет право ездить только верхушка государства. И именно благодаря социализму мы имеем вместо автомобиля — «Жигули».
       И еще одно. Нынешняя битва за пошлины на старые иномарки – более чем симптоматична. Раньше большие деньги в России делались на экспорте. Теперь экспорт поделен. Именно внутренний рынок имеет самый большой ресурс роста. Вдобавок тяжкий груз заработанных денег давит на нефтяных и алюминиевых магнатов, заставляя их инвестировать деньги в покупку еще не оприходованных заводов, работающих все на тот же внутренний рынок. Можно быть уверенным, что теперь раз в полгода в правительство будут заносить проекты постановлений, доказывающих необходимость защиты отечественного производителя зерна, мяса, молока, компьютеров, ластиков, штанов и т.д.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera