Сюжеты

ОСТОЧАРТЕНИЕ

Этот материал вышел в № 03 от 17 Января 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Юлю Чичерину пользуют все — от «Хит FM» до «Маяка». А зайти на ее концерт — так на сцене будет стоять народу больше, чем в зале Любимый недуг человечества – склонность все систематизировать. Считать, распределять и с умным лицом выдавать...


Юлю Чичерину пользуют все — от «Хит FM» до «Маяка». А зайти на ее концерт — так на сцене будет стоять народу больше, чем в зале
       
       Любимый недуг человечества – склонность все систематизировать. Считать, распределять и с умным лицом выдавать вердикты. Мы разбиваем на периоды, подводим итоги, даем вещам и действиям порядковые номера, называем первых и последних. Может, все оттого, что мы сами упрямо хотим попасть на первое место? Так или иначе, рейтинги и чарты — распространенная человеческая слабость и забава.
       Вот, к примеру, товарищи, которые работают на радио, – люди вроде бы творческие, находящиеся в постоянном поиске новых горизонтов. Тем не менее и они тоже активно грешат системой. Иногда даже больше, чем хотелось бы. Если радиостанция хотя бы раз в месяц не составит собственного чарта ротируемых композиций, ей будет банально стыдно посмотреть в глаза другой радиостанции. Итоговый пронумерованный список песен каждая волна подает по-своему. Но результат один – ни одна радиостанция не в состоянии составить объективного рейтинга. С этим мы и решили разобраться. Тем более что недавно у граждан был такой замечательный повод оторваться – закончился год. А в конце его только ленивый не расставляет точки.
       Как определить лучшую композицию за год? Сразу возникает как минимум два параллельных вопроса: из чего выбирать и по какому принципу. Во всем мире лучших определяют по объему продаж пластинок, синглов и прочих продуктов творчества исполнителей. В условиях же хромого российского шоу-бизнеса такой трюк не пройдет из-за недостаточной упитанности кошелька меломана. Лучше купить любимую музыку у пирата, чем доплачивать за то, что диск лицензионный. Потому и бесполезны в нашей стране все бои с музыкальными нелегалами. Количество проданных «левых» копий установить нереально. И никому не составить истинного рейтинга по итогам продаж!
       Если говорить о радиочартах, здесь большую роль играет такая штука, как «формат волны» (особые установленные рамки, в которые должна вписываться песня, чтобы попасть в эфир). К примеру, ни одно радио не будет ежедневно крутить матно-бытовой «Ленинград». Хотя это чуть ли не самая продаваемая русская группа на данный момент. Как следствие «радиобойкота» — Шнуров и Ко никогда не окажутся на законных верхних строчках. Зато Юлю Чичерину пользуют все — от «Хит FM» до «Маяка». А зайти на ее концерт — так на сцене будет стоять народу больше, чем в зале.
       Ротация (это когда музыканта крутят по радио) — вещь в контексте чартов важная. Чем чаще песня звучит в эфире, тем больше вероятность того, что она попадет в верхние строчки хит-парада. Формат у всех радиостанций неодинаковый – вот и хит-парады разные.
       Для примера мы решили выяснить, как проистекает процесс составления радиорейтинга на трех, на наш взгляд, самых качественных радиостанциях. Ответствовали нам «Наше радио», «Максимум» и «Европа Плюс», которые как раз совсем недавно отличились ударным «годовым отчетом».
       Итоговый чарт «Европы Плюс» называется «Евро ТОР-40» и состоит понятно из какого количества композиций наших певунов и их зарубежных коллег. О том, как он составляется, рассказал Роман Олегов, ведущий хит-парада: «За композициями иностранных исполнителей мы следим в зарубежных чартах – если она котируется за рубежом, почему бы ей не зазвучать и у нас. Когда композиция попадает в эфир, она неоднократно тестируется; если ее часто заказывают по радио в программах по заявкам, голосуют в интернете — тогда песня попадает в чарт». Продвижение песни в хит-параде основывается наполовину на субъективных вещах – ее ротационно-голосовательные успехи отслеживает не статистика, а человек. А человек, как известно, ошибается чаще. К примеру, австралийская карлица-красавица Кайли Миноуг со своим платиновым альбомом появилась лишь осенью. Однако уже гордо восседает на первом месте чарта «Европы» (при том, что он за год). Люди, которые отличились в начале года, курят в углу, а на каждом углу из динамиков истерит Кайли. «Мы осознаем, что такое составление чартов несколько предвзято. Но мы не претендуем на глобальную объективность. В формате нашей радиостанции – рейтинг честный».
       В отличие от «Европы» товарищи с «Максимума», по-видимому, больше озабочены объективностью составления рейтинга. Как утверждает программный директор «Максимума» Александр Нуждин, при составлении своего «Хит-парада двух столиц» они руководствуются исключительно статистикой – подсчетом интернет- и телефонного голосования. «Тот хит-парад, который есть у нас, — самое объективное, что может быть в рамках нашей радиостанции». Возможно, он прав, но здесь все равно есть момент субъективности со стороны радиослушателей. Что слышал недавно и то, что все еще поет в ушах, — то и лучшее. За год.
       На «Нашем радио» программу «Чартова дюжина» как особо ответственное дело ведет лично Михаил Козырев. Здесь рейтинг тоже составляется только на голосовании — в интернете, по пейджеру и купонам, которые печатают в «Молотке» и «Комсомольской правде». При этом на «Нашем…» существуют всяческие системы защиты от оголтелых фанатов, которые постоянно пытаются слать шквал сообщений на пейджер из серии: «Земфира – лучшая! Повторите пять раз через десять минут». Или делают подобное безобразие в сети.
       Однако и у такой системы есть недостатки. Демократия — демократией, но вмешаться в бесчинства фэнов уже невозможно. К примеру, очень многие, кто слушает «Наше радио», любят группу «Сплин». Любят настолько сильно, что обязательно все позвонят и проголосуют. И вот результат – первое место в «Дюжине» за год — «Сплин» — «Мое сердце», на втором… триумвират из того же «Сплина» и «Би-2» с песней «Феллини». На 12-м месте — опять Би-Шура и Би-Лева. В промежутках — две «Арии» и два «ДДТ», поклонники которых тоже активно слушают 101,7. Итого на 13 позициях четыре группы повторяются по два раза. Михаил Козырев сокрушается: «В рамках российского шоу-бизнеса в принципе невозможен объективный чарт. Поэтому то, что мы делаем в формате нашей радиостанции, — наиболее приемлемый вариант».
       Спрашивается: если нормальный радиорейтинг невозможен, зачем тогда его составлять? Но если он все-таки есть — значит, это кому-нибудь нужно. Вопрос: кому? И Нуждин, и Олегов, и Козырев убеждали нас, что чарты нужны как артистам и слушателям, так и радиостанции. Для первых это реклама и дополнительная медаль на шее. Вторые в шоколаде уже от одного осознания, что их кумир действительно лучший. Третьи объясняют свою выгоду примерно следующим образом: «Хит-парад двух столиц» – самая выигрышная программа на «Максимуме». Ее слушает самый большой процент аудитории», — говорит Нуждин. Михаил Козырев считает, что, «когда слушатели называют лучших, мы можем четче представить себе собственную аудиторию и больше ее удовлетворить». Правда в их словах наличествует, но никуда не денешься – есть еще одна сторона, о которой вам никто из них никогда не скажет. Хит-парады – это отличная пропаганда эфира радиостанции. И все это хорошо понимают.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera