Сюжеты

ГРАНИЦА НА ЗАМКЕ. ЗАЖИГАНИЯ

Этот материал вышел в № 04 от 21 Января 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Россия снова отгораживается от Европы. Правда, теперь политика изоляции вызвана сугубо коммерческими расчетами «Новая газета» уже писала о плане правительства повысить таможенные пошлины на иномарки старше 7 лет. Как отразятся новые...


Россия снова отгораживается от Европы. Правда, теперь политика изоляции вызвана сугубо коммерческими расчетами
       

  
       «Новая газета» уже писала о плане правительства повысить таможенные пошлины на иномарки старше 7 лет. Как отразятся новые пошлины на стоимости «забугорных» автомобилей? Станут ли россияне покупать отечественные? Что лучше — новый «ВАЗ» или старый «Фольксваген»? За ответами на эти и другие вопросы мы отправились на крупнейший в столице люберецкий авторынок.
       
       Логика правительства проста – если цена на «сильно подержанные» «Фольксвагены» и «Ауди» взлетит, то большинство покупателей непременно купят «Жигули» или «Волгу». Тогда, пользуясь выросшим спросом, отечественные автозаводы спокойно поднимут цены. Заместитель руководителя аппарата правительства Алексей Волин в интервью газете «Коммерсантъ» сказал, что «скорее всего цена вырастет на $500—600 за автомобиль». Устранив конкурентов и получив весомую ценовую прибавку, российский автопром просто обязан возродиться в кратчайшие сроки. Прогнозируется, что производство отечественных автомобилей моментально станет высокорентабельным бизнесом, а бурный поток инвестиций, помноженный на повальную модернизацию, поднимет качество того же «Москвича» на недосягаемую для «Мерседеса» высоту.
        Независимые наблюдатели считают иначе. Сегодня подержанные иномарки покупают представители так называемого среднего класса. А отечественные машины приобретают люди с меньшим, чем у среднего класса, достатком. После введения новых таможенных пошлин картина автомобильного рынка России радикально изменится. Высокие цены заставят средний класс пересесть на отечественные машины, а те, кто раньше ездил на новых «Жигулях», перейдут на «Жигули» подержанные. Нынешним потребителям старых отечественных машин придется пользоваться общественным транспортом…
       
       Люберецкий авторынок был полупуст. Никакого ажиотажа по поводу грядущего ввода новых пошлин не ощущалось. На входе – привычный «станок» дружной компании «лохотронщиков». Чуть подальше – несколько рядов машин с аккуратными бумажками на лобовых стеклах. Четким шрифтом – год выпуска, модель, особенности конструкции… И цена. В большинстве случаев не выше, чем в вазовских автосалонах. За девятилетнюю «Ауди», к примеру, просили чуть больше трех тысяч «с торгом». А роскошная представительская «Вольво» такого же возраста стоила ровно пять тысяч долларов. Меньше, чем кургузая вазовская «десятка».
       — Да после того, как объявили о повышении, цены не поднялись ни на копейку. Хотя пресса говорила о большом скачке, – поделился с нами своими соображениями продавец «Пассата»-шестилетки профессиональный перегонщик Дмитрий. — Наши автозаводы говорят правительству, что, мол, иномарки по низким ценам пригоняют, которые в Европе давным-давно выбросили, а у нас зато аварийность на дорогах повышается. Да семи-восьмилетний «немец» во много раз лучше новой «десятки», что бы там ни говорили на ВАЗе.
       В Россию, по словам Дмитрия, уже давно не ввозят рухлядь за 1000 долларов (ту самую, на которую пеняют представители отечественного автопрома). Уж больно много заберет таможня, да и ремонт «убитых» иномарок довольно дорог. В основном же везут машины, которые стоят в Германии 3—4 тысячи долларов. И состояние их не вызывает сомнений. После растаможки эти машины идут по 5—6 тысяч, то есть по цене новых «десяток».
       — Повышай не повышай, а автомобилисты, поездившие на иномарках, никогда не пересядут на «Волгу» или «Жигули», – включается в беседу Игорь, перегонщик с пятилетним стажем. — Это просто небо и земля, и все это прекрасно понимают. Очень трудно заставить человека брать заведомо некачественный автомобиль по цене, сравнимой с ценой «немцев» или «японцев».
       Руководители российских автозаводов, говоря о необходимости повышения пошлин, клялись повысить качество сборки и общий уровень своих средств передвижения. Однако ничего в этом направлении практически не делается, если не считать того, что ВАЗ начинает выпуск модернизированной классики – «семерок», «пятерок» и «шестерок», а для морально устаревшей «Волги» ГАЗ соорудил новую покрасочную линию. Заднеприводные «ВАЗы», к примеру, построены на базе «копейки», разработанной еще в 60-е годы. А «Волга», по сути, недалеко ушла от легендарной «Победы». О каком уровне качества и надежности при этом может идти речь, непонятно. Скорее всего, модернизация заведомо устаревших моделей – лишний предлог к очередному повышению цен. А 5 тысяч долларов за тюнинговую «копейку» – это, согласитесь, слишком. Особенно если учесть, что меньше ломаться они после доработки наверняка не станут.
       По мнению продавцов люберецкого авторынка, отечественный автомобиль по-прежнему первые полгода возит тебя, а дальше – ты его.
       — Чиновники, которые говорят о том, что иномарки моментально разваливаются, видимо, ни разу не вылезали с задних сидений «Мерседесов». Пусть запчасти к «Фольксвагену» стоят в полтора раза дороже, чем для «Жигулей», но он ломается в десять раз реже. ВАЗ и ГАЗ пока не способны выпускать качественные машины. После повышения вот эта, – Игорь легонько стучит по крыше двенадцатилетней «Ауди», — машина будет стоить на 800 долларов дороже. А «Жигули» подорожают на 1000. Заводы просто хотят решить свои проблемы за счет покупателей.
       Вывод, по мнению бывалых продавцов, прост. Нынешняя ситуация с пошлинами очень похожа на банальное рыночное «разводилово». За наш с вами счет автозаводы хотят запустить на конвейер новые модели, которые по своему уровню будут соответствовать тому же десятилетнему «Фольксвагену», только стоить они будут вполовину дороже.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera