Сюжеты

«ЛАДА — БЕНЦ»

Этот материал вышел в № 04 от 21 Января 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

«Мерседес» поливали шампанским, но и «Лада» побила один из рекордов брюссельского автосалона В день прессы перед открытием брюссельского автомобильного салона на стенде «Пежо» (Peugeot) подавали устриц, маринованного лосося, фуа-гра с...


«Мерседес» поливали шампанским, но и «Лада» побила один из рекордов брюссельского автосалона
       

  
       В день прессы перед открытием брюссельского автомобильного салона на стенде «Пежо» (Peugeot) подавали устриц, маринованного лосося, фуа-гра с луковым конфитюром и десяток сортов сыра под шампанское Bruno Baillard. Хотя французская фирма на этот раз не предложила настоящих премьер, строя свою экспозицию вокруг 307-й модели, ставшей в прошлом году в Европе «машиной года», она не поскупилась на представительские затраты. Как-никак салон, входящий в пятерку самых крупных, отмечает юбилей. Он празднует столетие, проводится в 80-й раз и открывает автомобильный год на Старом континенте. Столы накрыты на стендах всех более или менее значительных экспонентов.
       Подобные шоу – отличный случай показать товар лицом, заявить о новинках. Здесь начинается рыночная раскрутка моделей, едва поставленных на поток.
       Судя по машинам гостей на необъятном паркинге выставочного центра «Хейзель», здесь собралась публика, которая старается не сидеть за одним рулем дольше двух-трех лет. Для нее автомобиль – не столько средство передвижения, сколько источник эстетического наслаждения или предмет профессиональной страсти.
       Именинником стал концерн «Даймлер—Крайслер» (Daimler-Chrysler). Он арендовал центральный павильон и закупил лучшее шампанское. Под обильные брызги благородного напитка в присутствии шестисот журналистов и бельгийского политического ареопага начальники автогиганта сдернули холщовые покрывала с ослепительно бликующих образцов нового «Мерседеса» класса Е (Mercedes Classe E). Это мировая премьера изящной, стильной и дорогой машины.
       Именно на этот класс фирма делает ставку в Европе. Здесь элита не увлекается громоздкими «шестисотыми». Любимых в России бундесверовских «Гелендевагенов» (Gelaendewagen) тоже не видно ни на дорогах, ни на салоне. Новый «Мерседес Е», в целом сохранив классический облик, отличается модным взгорбленным силуэтом, треугольными задними фонарями, изысканной начинкой, прежде всего электроникой.
       Комфорт, безопасность, экологичность – главные критерии современного автомобилестроения. Машины становятся выше, шире и поэтому просторнее, принимают обтекаемую форму, сглаживая разломы между тремя традиционными блоками легковушки: капотом, салоном, багажником. Это подтверждают и другие премьеры брюссельского салона, которые представили на своих стендах Land Rover, Jaguar, Audi, Chrysler, Smart, Bentley…
       Прогресс автомобильной промышленности не послушался прогнозов футурологов прошлого века. Вспомним, как лет тридцать назад мечтатели рисовали города будущего. Автомобили-ракеты летают между стоэтажными небоскребами, сжигая «термояд» в мини-реакторах или питаясь от солнечных батарей. Нет чтобы предсказать бортовой компьютер, интернетовскую связь и глобальную систему спутникового ориентирования в обычном «земном» лимузине, который проклинает дорожные пробки, пожирая все тот же вонючий бензин. Даже о надувных мешках безопасности никто не думал. А ведь именно мешки, умная электроника и экономичные чистые двигатели отличают автомашину 2002 года от той, что ездила в 1972-м. Помните, это было время дебюта «Жигулей».
       Иными словами, революция не произошла, не ожидается она и в обозримом будущем. Об этом говорят познавательные разделы салона. Вот, например, чудо-батарея, которая позволит получать электроэнергию из водорода. С ней электромобиль стал бы реальностью. Техника к этому подошла вплотную, но стоимость батареи остается на заоблачной высоте. Серийный электромобиль вряд ли появится в ближайшие десять лет. Остается совершенствовать бензиновые и дизельные двигатели. Автоматические коробки передач продолжат победную поступь, но основной спрос еще долго будет приходиться на более дешевые классические — с рычагом и сцеплением.
       Автомобиль неумолимо «тяжелеет» за счет новых опций, обеспечивающих комфорт и безопасность. С этой тенденцией идет активная борьба. В кузове «Ауди А2» много алюминия, а в гоночных машинах «Формулы-1» — графитового волокна. Антиблокировка колес и прочие электронные гаранты устойчивости на дороге распространятся практически на все автомобили, кроме самых дешевых. Тормоза перейдут от гидравлики на электрический привод. Он технологичнее и дешевле. Но у прогресса есть и разумные рамки.
       Зачем спутниковая система ориентирования GPS на «женской» малолитражке, на которой мать семейства ездит по магазинам и отвозит детей в школу? Кажется, сочтены дни «запаски». Шины «Мишлен Пакс» (Michelin Pax), которые уже стоят на «Рено Сеник» (Renault Scenic), позволят спокойно дорулить на спущенном колесе до станции техобслуживания.
       Каждые два года статистика показывает благотворное влияние салона на продажу автомобилей. В позапрошлом году был побит исторический рекорд: за две недели в десятимиллионной Бельгии получили номера 515 тысяч новых автомобилей.
       Как бы ни были очевидны и притягательны преимущества новой машины, средний автомобилист все же считает деньги. Если в 1990 году средний возраст бегавшей по Бельгии легковушки составлял 5 лет 11 месяцев, то в 2000 году — 7 лет 4 месяца. Машина стала надежной, кузов почти не ржавеет. Зачем практичному бюргеру торопиться с заменой? Чиновники Евросоюза и промышленное лобби предлагают противодействовать этой тенденции экологическими налогами.
       Только во время салонов можно в один день посидеть за рулем десятков даже самых дорогих автомобилей, измерить собственными коленками удобство задних сидений.
       Новый внедорожник «Рейнджровер «(Range Rover) — тоже мировая премьера, венец семейства «Лендроверов». Более сглаженные формы, экран компьютера на приборной доске. Устроившись в салоне бежевой кожи и ощущая на губах привкус шампанского, стараюсь не думать о невозможности обладать подобной машиной в своей нынешней жизни. Кайф прерывает пиаровский представитель фирмы: «Как машина? Что могли бы отметить? Для какого издания пишете?». Ушел было, потеряв интерес. Но через десять минут возвращается и приглашает в конторку, где босс показывает гостям еще более дорогую модификацию — с усиленной подвеской и особой защитой кузова. «Вы же русский. Это вам должно понравиться». Такая же реакция на стенде Chrysler-Jeep, где дебютирует новая модель Cherokee, сглаженная, облизанная, нашпигованная опциями.
       Между репутациями русского потребителя и русского производителя машин – дистанция огромного размера.
       «Лада» расположилась в дальнем углу самого крайнего павильона, куда забредет не всякий посетитель. И шампанского там не разливали. А были времена, когда советская малолитражка считалась одной из самых популярных в Бельгии. С начала 90-х годов она теряет надежность, отстает от моды, не может угнаться за все более жесткими европейскими экологическими нормами. «Лада» проиграла конкуренцию, пропала из продажи и стала редкостью на дорогах. Возвращение состоялось два года назад, когда Волжский автозавод привез на брюссельский праздник «десятку».
       Если ваш выбор пал на эту машину, сделанную в Тольятти, говорится в официальном каталоге салона, вам придется смириться с менее совершенным качеством исполнения и средним уровнем безопасности. Ни серворуль, ни надувные мешки не предусмотрены серийной экипировкой. Зато «Лада» побила в Брюсселе абсолютный рекорд дешевизны. На это неоспоримое качество она может рассчитывать в попытках вернуться на европейский рынок.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera