Сюжеты

ПСИХОТЕРАПИЯ НЕВЕРНОСТИ

Этот материал вышел в № 04 от 21 Января 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Театр «Ленком» возродил старинную пьесу о дамской борьбе за равноправие. А Владимир Мирзоев поставил новейшую пьесу — о последствиях этого равноправия Штамбовые розы — не лучший исходный материал для букета. Однако именно эти цветы —...


Театр «Ленком» возродил старинную пьесу о дамской борьбе за равноправие. А Владимир Мирзоев поставил новейшую пьесу — о последствиях этого равноправия
       

  
       Штамбовые розы — не лучший исходный материал для букета. Однако именно эти цветы — символ серьезных намерений, яркий, кормленный аспирином UPSA райский сад супермаркетов и стеклянно-стальных переходов мировой сети метро — входят в реквизит спектакля. Холеные, со сверхпрочной арматурой слишком длинного стебля, мешающего цветению. Одиночные по определению (на что и была направлена селекция).
       Загородный дом респектабельной пары белых, англосаксов, протестантов выстроен из стали и стекла. Вместо шелка с воланами — серый, фосфоресцирующий бамбук занавесей, почти джунгли в музейном формалине.
       Она — в серо-стальном, аскетически строгом шелке. Он — в серо-стальном, аскетически строгом шелке. Из рук в руки переходит серый пиджак — кажется, общий. Она тщательно избегает мужских прикосновений. Он сдерживает себя.
       Супруги обмениваются мирными утренними репликами: в три придет ее любовник. Пробудет до шести. Нет, они с любовником никуда на пойдут — предпочтут остаться дома. Обеда не будет.
       Евгения Симонова и Сергей Маковецкий ведут весь спектакль вдвоем. Серо-стальной свет сменяется красным пыланием. Анемичная героиня выходит в пурпурном, чудовищно широком карнавальном кринолине. Щеки пылают воспаленным румянцем ожидания.
        Герой меняется на глазах, надев полумундир-полушлафрок с пышными отворотами из алого меха и черную треуголку. Знак «инь-ян» восстановлен: противоестественная диагональ равноправия, фифти-фифти во всем сменяется чувственным изгибом нападения и притворной защиты.
       Оба бьют в барабаны. Театральная метафора вполне передает шум крови в ушах и прочие свойства страсти.
       ...Совершенно невозможно определить: муж ли это с любовницей (каковая тоже имеется)? жена с любовником? тот же муж с той же женой?
       И если так — снятся они друг другу? или выполняют рекомендации психотерапевта, взбадривая карнавалом мнимой измены усталый брак?
       Или лгут другу в невысказанной обиде? И ждут от партнера архаической и оголтелой защиты «семейного права»?
       Одна пара сыграна Симоновой и Маковецким, две или три? Неважно. Они асбсолютно взаимозаменяемы, эти пары. И любовник у себя дома одержим психологической импотенцией политкорректности. И муж пользует на стороне чужую жену с высоким образовательным цензом. Все одинаковы. Все из одного колледжа, из одного рейтинга, из одной методики психоанализа, из одной декларации прав, из одного цветника штамбовых роз-одиночек.
       Обеда не будет нигде. Детей тем более. Стальная и стеклянная Валгалла цивилизации не запылает, а погибнет от перепада внешнего напряжения, от короткого замыкания в микросхемах.
        «У! Как холодно в мире...» — кричал когда-то Розанов, обличитель цивилизованного супружества. Причудливый спектакль Мирзоева о том, как холодно в мире, где разучились добывать мускульным трением живой огонь...
       Три года назад в той же петербургской антрепризе «ТеатроН» Мирзоев поставил пьесу Гарольда Пинтера «Коллекция». Там четыре блестящих актера — Елена Шанина, Валентин Гафт, Сергей Маковецкий и Максим Суханов — разыграли схожий этюд о невыносимой легкости бытия нарядной и равнодушной, готовой к гибели цивилизации гламура и престижа.
       Главной прелестью «Коллекции» была тонкость актерской пластики — до завитка. И еще амбивалентность всего — Востока и Запада, гомо— и гетеро— , лжи и истины. И еще — тайный ужас перед всем этим.
       «Любовник», продолжение «пинтеровского» цикла Мирзоева, выглядит несколько менее тонким: не выстроены до конца витые тайные лесенки от лжи к правде, от Карнеги к Фрейду.
       И это — достойная работа. Но в отличие от «Коллекции» спектакль кажется скорее проектом союза профессионалов, чем творением боттеги художников.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera