Сюжеты

ШЕКСПИР. «СВАДЬБА В МАЛИНОВКЕ»

Этот материал вышел в № 04 от 21 Января 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

«Укрощение укротителей». Театр «Ленком» Роман Самгин, режиссер «ленкомовского» спектакля «Город миллионеров» с дуэтом-единоборством Инны Чуриковой и Армена Джигарханяна, теперь ставит не на живых классиков, а на лихость ансамбля актеров...


«Укрощение укротителей». Театр «Ленком»
       

  
       Роман Самгин, режиссер «ленкомовского» спектакля «Город миллионеров» с дуэтом-единоборством Инны Чуриковой и Армена Джигарханяна, теперь ставит не на живых классиков, а на лихость ансамбля актеров младшего поколения. И вновь подтверждает свою репутацию сильного комедиографа. В основе действа — пьеса Джона Флетчера, младшего современника Шекспира. Это продолжение «Укрощения строптивой», не лишенное логики. По Флетчеру, Петруччо продолжал общий курс супружеской дрессировки и после хеппи-энда. Катарине в Падуе доставалось похуже, чем Катерине в городе Калинове. За год мачо первой гильдии сделал из жены натурально ангела. То бишь она умерла. А Петруччо нашел себе другую.
       
       Холщовый занавес балагана заплатан пестрым «итальянским видом». Это Падуя с ее аркадами, розовыми окороками, луноподобными сырами — круглыми и маслянистыми, как рожи простаков, глазеющих на площадное представление.
       Труппа одета черт знает во что: золоченые кафтаны с жабо на голой груди, пестрый драп из Купавны, белые кофточки с рюшками — услада приличной советской женщины, камуфляж десантуры, атласные кринолины Коломбин, синие физкультурные штаны, плоеные воротники а-ля Мария Стюарт, дырчатые хрущевские шляпы.
       С визгом и хохотом выкатываясь из-за кулис на руках, падая, зрителю на усладу, с размаху на живот, самозабвенно брыкаясь, они выворачивают холщовый занавес наизнанку. «Решка» пестреет черно-красным узорочьем, как турецкая ковровая лавка в деревне Бельдиби.
       Свадьбой вдовца (Дмитрий Певцов) и эмансипированной Марии (Мария Миронова) начинается спектакль. Невеста объявляет: брак будет фиктивным, пока Петруччо, накачанный и навороченный брутальный хам, не расстанется по жизни с ухватками братка. Решение ее стопудовое!
       ...Тут подходят именно такие термины.
       «Укрощение строптивой», напомним, есть театр в театре. Согласно прологу соленый фарс о падуанской свадьбе с приданым разыгран в кабаке для пьяного Слая — «разносчика по происхождению, чесальщика по образованию, медвежатника по превратностям судьбы». Британские лорды объявили Слая знатной особой, которой положено услаждаться искусством. Но — социально близким. Актерам велено щадить его хрупкую психику и не ржать самим.
       Первые сцены «Укрощения укротителей» наводят на скверную мысль о некоем специфическом слае, для которого и поставлен соленый фарс со старыми ярмарочными и цирковыми штуками, с нехитрым раблезианством трюков, с обманутыми богатыми стариками и «двуполыми Совами», с наигранным слабоумием братишки (Сергей Фролов, шут Балакирев предыдущей премьеры «Ленкома»), с проклятиями Петруччо в адрес назойливой невестиной родни, с недотепой Папой и бойкой незамужней тетей Бьянкой (Оксана Железняк). Какие у тети накладки на груди и бедрах! А хромовые офицерские сапожки! А перманент, закрученный в кукиш!
       А другая родня, плоть от плоти, Ливия, сестра невесты (Ирина Денисова, студентка РАТИ), падуанская патрицианка с повадками юной дворовой кошечки. (Вот такие на телефонное «Добрый день» отвечают «Добрый...»! И именно таким голосом.)
       А ее возлюбленный, азиатский принц (Баатор Калаев, студент РАТИ), с базар-вокзальными торбами, плачем о коварстве местных женщин и ухватками ларечника!
       А голая грудь и гнусавая похвальба Петруччо! А сцена, в которой он именует себя линейным кораблем, которому осмелилась выставить ультиматум «эта шлю...пка», и грозит для устрашения Марии поднять гирю крюйт-бом-брамселем (мы, подобно Екатерине II, благосклонно выслушавшей матерную реляцию старичка-адмирала о покорении Крыма, «ихних морских терминов не разумеем»).
       Гирю, пыхтя, приволакивают три мужика и уносит одной рукой двужильная тетя Бьянка! (Петруччо, естественно, скиксовал и уберег бом-брамсель.)
       В общем, ежишься. Пока не начинаешь хохотать. (Во втором акте зал смеется уже просто потому, что смеется, — особенно при появлении тети Бьянки.) Невозможно извлечь мораль из безумной истории с обольщениями, ложными похоронами, явлениями призраков в саду, военными экспедициями в Азию, лунным светом в кустах жасмина и белым стихом. Но смех весел и благотворен.
       И заменяет не скисший томатный сок, а кружку молодого вина на ярмарке.
       Продвинутая Мария к финалу добивается своего. Петруччо с облегчением прячется за ее кринолином. Невеста, вскинув кулачок, припадочным кличем беспризорницы клянется никогда не давать своего мачо в обиду — и на нее можно положиться. Двужильная Бьянка грозится всем горло перегрызть за своих, за семейных мужиков.
       Три пары идут под венец, замуж выдали даже тетю, но натиску феминизма сопротивляется с переменным успехом только азиатский принц— «челнок».
       И вот это уже перебор. Тот черный юмор, который оказывается самым адекватным.
       Испортили песню... Все у них в турецкой Падуе оказалось как в жизни.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera