Сюжеты

ГОЛЛИВУД ДОМА? ЭТО ВОЗМОЖНО!

Этот материал вышел в № 05 от 24 Января 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Многие извесные кинорежиссеры не были таковыми по образованию — учились на инженера, филолога, журналиста, и вдруг, бац: ломали карьеру и уходили на киностудию носить коробки с кинопленкой. Дальше их не пускали — мечтать не вредно, но надо...


       
       Многие извесные кинорежиссеры не были таковыми по образованию — учились на инженера, филолога, журналиста, и вдруг, бац: ломали карьеру и уходили на киностудию носить коробки с кинопленкой. Дальше их не пускали — мечтать не вредно, но надо же еще и уметь. Став мэтрами, они не самым лучшим образом отзывались о годах своего ученичества и борьбы за место под солнцем. Если же вcпомнить цензуру советских времен, худсоветы, интриги по выбиванию денег на постановку, то жизнь в кино не покажется медом. Глядя по телевизору церемонии вручения «Оскаров», мечтается: а вдруг и я бы так смог, но как проверить?. Все бросить боязно, а по-другому невозможно.
       Возможно! Не сжигая за собой мостов, можно легко и увлекательно примерить на себя образы Феллини и Тарковского, Эйзенштейна и Спилберга. И нужны-то для этого маленькая коробочка видеокамеры, домашний компьютер и немного свободного времени. Не помешает и талант, о наличии которого можно узнать лишь в процессе творчества. Как говориться, заодно и проверить себя.
       
       Теперь при создании кинофильма не нужно никакого киноклея, никаких ножниц, никаких пробных копий и, уж конечно, никаких пьяных электриков и внезапно забеременевших проявщиц кинопленки. Всех заменяет компьютер — он и швец, и жнец, и на дуде игрец. Отныне только вы, видеокамера и компьютер держите в руках все нити и стадии создания полноценного кинопроизведения, у которого лишь одно техническое ограничение — нельзя показать в кинотеатре. Но это ограничение относится к любому видеофильму, записанному на магнитной ленте.
       Без компьютерного монтажа фильма любитель видеосъемок обрекает себя на роль видеорепортера, а своих зрителей — на длительные просмотры однотипных кадров, во время которых им приходиться, подавляя зевоту, проявлять якобы необычайную заинтерессованость происходящим на экране. Ну месяц-другой зрители так помучаются, а потом неизбежен бунт (пускай осмысленный и щадящий, но все же бунт). Время допотопных кинопередвижек прошло — кинематограф и телевидение сформировали наш вкус, поэтому сегодня никто не станет смотреть с замиранием сердца на движущиеся картинки. Это с одной стороны, а с другой: разве не щемит сердце у автора от сравнения своей продукции с тем, что ежедневно идет на экране телевизора? Тут не до Каннского фестиваля — суметь бы усадить родных и знакомых перед экраном. Для этого и существуют прекрасные программы видеомонтажа, с помощью которых за вечер можно переделать унылые хроники во вполне художественный фильм.
       Одна из них простая — Movie Maker («Делатель кино») — входит в стандартный набор Microsoft Windows. Оставаясь простой, она позволяет в считаные минуты смонтировать из набора клипов фильм с произвольным чередованием исходных кадров, снабдить его титрами, музыкальным сопровождением и даже послать по электронной почте своим друзьям в Хабаровск или Бразилию. Вместо разрозненного набора видеозаписей вы получаете фильм, который интересно смотреть, обсуждать, переделывать, упражняясь в киноискусстве. Смотреть его можно на своем компьютере, или записать на CDROM, или, если захочется, записать на обычную видеокассету. Еще одна исключительная особенность этой программы — колоссальное сжатие объема информации при записи готового фильма. На ставшем уже стандартом 20—30 гигабайтном жестком диске компьютера можно уместить больше сотни часов звукового цветного видео, правда, с некоторым ущербом для качества. Но такова цена за возможность переслать фильм в любую точку земного шара в ограниченное время (десяток—другой минут) подключения к интернету.
       Чтобы видео попало в компьютер, нужна недорогая (50 у.е.) плата видеозахвата или TV-тюнер.
       Похожая программа iMovie помогает смонтировать фильм владельцам компьютеров Apple: iMac и iBook, но к этим компьютерам ничего добавлять не надо — они уже имеют встроенное устройство приема видео из камеры.
       Возможно, некоторые читатели застали эпоху кинолюбительства, когда снимали кинокамерами на 8-миллиметровой пленке, озвучивали на катушечном магнитофоне, а для показа фильма применяли составной агрегат из тарахтевшего кинопроектора, магнитофона и синхронизатора, не позволявшего кинопленке и магнитной ленте сильно разойтись по скорости. Пленки часто (если не сказать, всегда) рвались или зажевывались в самый драматичный момент. Единственный уникальный экземпляр кинофильма при каждом показе становился короче на величину «салата» из пленки, обретал новые царапины и порванные перфорации, превращаясь в инвалида любительского кинематографа. С цифровым видео, записанным на диске компьютера или CDROM, ничего подобного не может произойти, и тысячная демонстрация пройдет так же гладко, как и премьера. А уж копий, не отличимых от оригинала, можно изготовить любое число, да и качество лучше, чем в узкопленочном кинематографе.
       Что надо делать, чтобы сравниться по качеству с фильмами, продаваемыми в видеопрокате? Что сделать, чтобы ваш фильм мог сравняться по комбинированным кадрам, спецэффектам и шикарным титрам с лучшими образцами голливудской кинопропродукции? Думаете, это невозможно? Отнюдь, нужна лишь более совершенная программа монтажа, например Adobe Premier или Ulead Media Pro (Pro — это сокращение от слова «профессиональная», и этим все сказано). Время на изучение и работу в этих программах придется потратить больше, но и результат превзойдет самые смелые ожидания. Да и готовый фильм можно будет смотреть хоть на DVD, хоть в домашнем кинотеатре, хоть через видеопроектор. Что уж там выйдет в творческом плане, зависит от вас, но высокое техническое качество гарантировано. Такое можно и на Каннский фестиваль отправлять, а на конкурсы видеофильмов тем более.
       Но не только духовной пищей жив человек. Бывает, нужна броская реклама для кабельного телевидения, информационный ролик о деятельности фирмы, показ красот предстоящей турпоезки предполагаемым клиентам, наконец, видеоинструкция о том, как собрать кресло. Вместо того чтобы за свои же деньги объяснять другим, что вы хотите увидеть в ролике, проще и дешевле сделать все самому. Молодые исполнители, не имеющие денег на «раскрутку», теперь могут выпустить свой музыкальный клип, пускай не такой профессиональный, но практически бесплатный. К слову сказать, тенденция клипмейкерства такова, что границу между профессиональным и любительским клипом определить невозможно — и там и здесь дергающиеся кадры сомнительного качества, но профессионал делает это намеренно, а любитель — из подражания.
       Хочется закончить наблюдением из книги Сергея Владимировича Образцова, увидевшего в Англии рекламу с изображением очень красивой кошки. Подпись под ней гласила: «Глупо купить породистую кошку и не кормить ее, покупайте крем для обуви такой-то фирмы». В далекие от рекламы советские времена этот текст поразил Образцова своей мощной аргументацией, а через него — и автора данных строк. К занятию любительским видео такой тезис подходит еще больше: «Глупо иметь видеокамеру и компьютер, но не извлекать из этого творческих радостей и огорчений, присущих большому искусству».
       Может статься, что, получая очередного «Оскара», вы вспомните о том, что начали свой путь в кино с прочтения этой статьи.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera