Сюжеты

ЭЛЕКТРО БИТЬЕ

Этот материал вышел в № 05 от 24 Января 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Массовое общество и разнообразная власть в нашей стране электронную музыку своим вниманием всегда обижали. Существовал некий стереотип: неживая музыка искусственна. А все, что искусственно, не есть искусство. Электронная музыка отвечала...


       


       Массовое общество и разнообразная власть в нашей стране электронную музыку своим вниманием всегда обижали. Существовал некий стереотип: неживая музыка искусственна. А все, что искусственно, не есть искусство.
       Электронная музыка отвечала России взаимностью – и развивалась на Западе. Оставляя нас с носом, на котором несколько десятков лет скакала и выкаблучивалась однотипная советская эстрада.
       Современная история электронной музыки в России началась только пару десятков лет назад. А кто считает, что это не история, потому что электронная музыка – не музыка, пусть прочитает то, что написано ниже
       
       SPRAVKA
       Электронную музыку играют на электронных инструментах. Основными электронными инструментами являются сэмплер и синтезатор. Синтезатор предназначен для того, чтобы создавать необходимый в данный момент тип звука. Сэмплер – для записи неких звуковых пятен, которые потом, как заплатки, будут вставляться в общее музыкальное полотно.
       У нас в советское время синтезаторы производили некоторые военные предприятия в свободное от производства автоматов время. Они по понятным причинам не отличались особо эстетическим видом и часто ломались. Однако те аппараты, которые все же выживали, производили, как ни странно, достаточно качественный звук. Некоторые советские «сооружения» до сих пор пользуются спросом у некоторых зарубежных (!) музыкантов – охотников за особым звуком, который способна производить только продукция советских военных заводов.
       
       DINOZAVRY
       Один из пионеров советской электронной музыки – Эдуард Артемьев. Человек, который писал музыку для всех фильмов Тарковского, некоторых фильмов Никиты Михалкова и много для чего еще. Артемьев создал первую в СССР студию звукозаписи электронной музыки, которая называлась «Бумеранг». Сначала его не трогали – студия производила музыку для художественных и документальных фильмов, мультфильмов и иногда для души. С последним и возникли проблемы. По мнению властей, электронная музыка не несла никакой идеологической нагрузки, а следовательно, не могла служить для создания произведений, прославляющих партию и СССР. А потому ее как-то достаточно мягко запретили. А вместе с тем и развитие ее основательно подзаглохло. Разве что фирма «Мелодия» иногда под страхом смерти выпускала редкие электронные альбомы классиков академического авангарда — Альфреда Шнитке или Эдисона Денисова.
       
       SPRAVKA
       Элементы электронной музыки присутствуют в 80 процентах всей современной музыки. (Посчитайте, сколько групп используют синтезатор, и убедитесь в этом сами). Кроме того, существует некое отдельное музыкальное направление — современная электроника.
       
       RAVE
       Молодежная истерия «долбежного угара» в России началась в конце 80-х. В том самом Питере, в котором в начале века ученый Термен изобрел свой многострадальный электронный аппарат, небольшая кучка энтузиастов, смотрящих на Запад, начала насаждать электронную танцевальную культуру и плести паутину клубов. Кучкой энтузиастов стали художники Африка и Тимур Новиков, диджеи Грув и Иван Салмаксов, музыкант Сергей Курехин и близкое их окружение. В новых клубах играли диджеи. Каждый крутил «тыц-тыц» на свой манер, собирал кучки подростков с нерастраченным запасом жизненной энергии, и они все вместе бурно веселились до самого утра. «Вечера клубного танца» у нас, как и на Западе, обозвали рейвами. «Рейв» с английского на русский переводится как «бред», что по сути происходящего на «электронных танцплощадках» полностью соответствует действительности.
       Первый танцевальный клуб в Москве открылся в 1993 году. Назывался LSDance. В течение следующих пяти лет клубы появлялись пачками. Просуществовав год-два, они благополучно закрывались. Через пару лет после начала клубной истерии активизировалась наркотическая милиция. «Живительные таблетки» на рейвах употребляли практически все. Танцевать под монотонную музыку без начала и конца в течение шести-семи часов минимум раз в неделю (примерно такого графика придерживалось большинство поклонников рейва) нормальный человек не в состоянии. Достать наркотик ничего не стоило. Прямо в клубе друзья-дилеры предлагали весь набор: от травки до героина. Особой популярностью пользовались экстази (сильные стимуляторы с галлюциногенным эффектом) и «марки» (ЛСД).
       В то время как в середине 90-х обдолбанные русские девочки вольно скакали по клубным танцполам, понижая собственный вес и продолжительность жизни, на родине всего нового и модного – в городе Лондоне — уже истерично закрывались клубы и запрещался рейв как класс. У нас это происходило менее истерично и несколько лет спустя. Помимо наркотиков, причиной закрытия клубов было угасание массового интереса к форме отдыха под названием «пляшущее стадо». С одной стороны, «поколение экстази» свое уже оттанцевало,«напрыгав» и «наторчав» себе кучу болячек, которую, придя в сознание, отправилось лечить. С другой стороны, следующее поколение предпочло полюбить хип-хоп, брейк-данс и экстремальные виды спорта и как-то само собой сократило клубный «отрыв» до минимума. С третьей стороны, непростительную ошибку сделали организаторы, решив было по привычке, что массовые мероприятия должны приносить массовый доход, они резко взвинтили цены на билеты, конфеты и туалеты, а также нагнали табун спонсоров, которые, обтянув объемные животы яркими футболками, принялись доказывать свое единение с поколением. «Рейв-культура», которая по сути всегда являлась явлением андеграунда, тут же испустила дух.
       
       SPRAVKA
       Сейчас в Москве около двух десятков приличных клубов, где можно по старинке «потрясти телом». Большие рейвы сейчас (по сравнению с тем, что было раньше) устраиваются редко. Особенной популярностью пользуются летние вечеринки open-air, которые энтузиасты проводят под открытым небом где-нибудь подальше от Москвы. И наркотической милиции.
       
       FUSION
       Fusion – это смешение стилей. Бульдог с носорогом – это слишком, но сочетание несочетаемых красного и зеленого — до сих пор марка французского шарма.
       Мы перебесились и ищем гармонию. В силу природной любви к экспериментам ищем ее, любимую, в области несовместимого. Нормально – приставляем плюс к минусу, и батарейка работает. Чем, скажем, плохо выйти на сцену и почитать рэп, одевшись в кришнаитскую одежду. Прихватив с собой клавишника с синтезатором, диджея с пультом и живых барабанщика с гитаристом. При этом в процессе исполнения нетленки собственного сочинения нужно непременно неагрессивно улыбаться и создавать хорошее настроение. Так делают молдавские парни из молодого электронного проекта WK.
       Можно — опять же для поднятия тонуса — нарядить себя в цветастые рубашки и петь добрые дурацкие тексты на французском под музыку из синтезатора, очень похожую на джаз, как любит группа Moscow groove Institute. И пить легкое вино вместо тяжелых наркотиков, как делаю на их концертах я. И встречаю между делом бывших клубных друзей по партии, которые тоже поняли, что это лучше.
       Подведем итоги (положено в конце статьи!). Итог номер один – электронная музыка все еще жива, но все больше стремится существовать рядом с живыми инструментами. Итог номер два – в процессе нелегкого развития у нас постепенно начинает появляться своя хорошая электронная музыка – пусть это просто группы с приятным сформировавшимся стилем, которые не стыдно показать. Гостям столицы, например. Итог номер три — в такой музыке я наблюдаю приятную тенденцию: электронная музыка современной электронной волны поднимает настроение, способствует общению, пищеварению, не поощряет развитие болезненного фанатизма и потворствует развитию ровной, очень органичной симпатии. Как всегда бывает при столкновении с гармонией.
       
       P.S. Благодарим за помощь в подготовке материала Алексея Борисова («Ночной проспект», Волга, F.R.U.I.T.S.)

       Справка «Новой газеты»: Первый электронный инструмент — терменвокс —был изобретен в России в начале ХХ века.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera