Сюжеты

СТОЯЛИ ХОЛОДА И ШЕЛ «ТРИСТАН»

Этот материал вышел в № 06 от 28 Января 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Сомерсет Моэм «Священный огонь». МХАТ им. А.П.Чехова. Режиссер — Светлана Врагова Сомерсет Моэм где-то вспоминал, как в юности робел в гостиных, не умея поддержать беседу поэтов. Но, овладев сакральной тематикой Парнаса, т. е. узнав на...


Сомерсет Моэм «Священный огонь». МХАТ им. А.П.Чехова. Режиссер — Светлана Врагова
       
       Сомерсет Моэм где-то вспоминал, как в юности робел в гостиных, не умея поддержать беседу поэтов. Но, овладев сакральной тематикой Парнаса, т. е. узнав на опыте, кто из издателей сколько платит за лист, кто выписывает авансы, кто тянет с гонораром etc., etc., почувствовал себя наконец равным среди равных. Британским литературным львом.
       
       Все это описано им не без иронии и не без изящества. Но, видимо, правдиво. Пьеса Моэма «Священный огонь» (1929) так же, не без иронии и не без изящества, балансирует между высокой драмой и тем, что когда-то звалось «репертуарный театр». В ней есть два любовных треугольника, детектив с седыми висками, сильные диалоги и неожиданный финал.
       
       Светлана Врагова, главный режиссер театра «Модерн», выходя на мхатовскую сцену с этой пьесой, не может не идти за сюжетом и текстом. Но старается раскрыть в нем дополнительные измерения. Гремит партитура дальнего оперного инферно. Вагнер предсказывает смерть — как в русских стихах тех же лет:
       Стояли холода, и шел
       «Тристан»,
       В оркестре пело раненое море...
       Великолепная запись «Тристан и Изольда» — лейтмотив спектакля.
       ...Джентльмен и летчик-испытатель Морис Тэбрет (Сергей Безруков) искалечен авиакатастрофой. Его жена Стелла (Екатерина Семенова), ласковое дитя эпохи фокстрота, изящно несет свой крест и свой палантин, выезжает в оперу с братом мужа, плачет от жалости к увечному, вальсирует — чтоб его развлечь, целует — чтоб утешить хоть чем-то, быстро облизывает припухшие губки...
       Все реальные тяготы ухода за калекой несет хмурая, гладко причесанная сиделка мисс Уэйленд (Евгения Добровольская). Ей платят суровое сестринское жалованье.
       Сиделка тайно влюблена в чужого мужа, парализованного ниже пояса. А его несчастная жена тайно беременна.
       Угрюмая правда в дешевой суконной шляпке исподлобья глядит на нежную, самозабвенно цепкую ложь. Безнадежный, как увечье Мориса, контраст двух женщин, сыгранных двумя актрисами МХАТа, — самая сильная линия постановки.
       Величественная миссис Тэбрет (Ольга Барнет) с молчаливым страхом наблюдает за сыном и Стеллой. Каждый день из этих шести лет она ждет ухода невестки, понимая, что без нее Морис погибнет.
       В конце первого акта отставной капитан Тэбрет умирает во сне.
       Пантомимическая агония с провалами тьмы, радужными наплывами, фосфорическими вспышками, трепетом и воздетыми руками героя Сергея Безрукова говорит больше, чем его сценические слова. И поселяет в зрителе подозрение, подтвержденное во втором акте пьесы: Морис умер не своей смертью. Грядет расследование, признание милосердного убийцы.
       Или же милосердного лжеца...
       Кто сыграл роль Парки, мы не откроем. На московской сцене наряду со спектаклями, которые не перескажешь, — потому что они сделаны из невербального вещества театра, световой партитуры, актерской биомеханики, камнепада или шороха павлиньих перьев, — появляется все больше спектаклей, которые не следует пересказывать, чтоб не загубить сюжет.
       Но зритель не будет разочарован. Он увидит прочно слаженную постановку с достойным актерским ансамблем. Запомнит сутулые плечи несчастной сиделки и неколебимую осанку миссис Тэбрет.
       И станет ждать следующей работы Светланы Враговой на сцене МХАТа — спектакля с основой другой природы, с текстом-крестословицей из европейской ночи и беспошлинно вывезенного невского снегопада.
       И это будет набоковская «Защита Лужина».
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera