Сюжеты

БЕГ ПО ПОРОЧНОМУ КРУГУ?

Этот материал вышел в № 06 от 28 Января 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

А круг друзей становится все уже В нынешнем году премия им. Аполлона Григорьева вручается в пятый раз. Не грех подвести предварительные итоги... Пожалуй, по состоянию на январь-2002 «Аполлон Григорьев» — самая непредсказуемая из всех...


А круг друзей становится все уже
       
       В нынешнем году премия им. Аполлона Григорьева вручается в пятый раз. Не грех подвести предварительные итоги...
       Пожалуй, по состоянию на январь-2002 «Аполлон Григорьев» — самая непредсказуемая из всех больших литературных премий в России. Непредсказуемо уже то, кому в каком году критики, члены Академии российской словесности (АРС), отдадут предпочтение: прозаикам или поэтам.
       В 2000-м лауреатами стали только поэты — Виктор Соснора, Геннадий Русаков и Светлана Кекова (главный приз получил Соснора).
       В этом году среди лауреатов одни прозаики: Андрей Дмитриев за роман «Дорога обратно» (отрывок мы публиковали в «Новой газете»), Леонид Зорин («Трезвенник») и Ольга Славникова («Бессмертный»). Кто из них станет обладателем $25 000, а кто — только «Рабочего места писателя»(!): эквивалентно $2500, будет объявлено, как всегда, в Масленицу.
       Вообще прозаики только-только догоняют всадников Пегаса. До сих пор «главными» лауреатами «Аполлона…» трижды становились поэты и только однажды — прозаик. Зато какой! — Юрий Давыдов.
       Провозглашение новых любимцев критики пришлось как раз на девятый день… Собравшиеся в Овальном зале библиотеки Иностранной литературы почтили долгой минутой молчания память Юрия Владимировича Давыдова и Виктора Петровича Астафьева, также лауреата премии им. Аполлона Григорьева, ушедшего совсем недавно.
       Подумалось: как же судорожно уже мертвый ХХ век хватает последних живых своих летописцев. Только за четыре последних месяца, кроме Давыдова и Астафьева, ушли Александр Володин, Владимир Корнилов, Вадим Шефнер, Александр Аронов…
       Между тем XXI век, судя по нашей литературе, еще не наступил. (Хотя 11 сентября 2001 года началась другая эпоха, литературой это явление еще не освоено.) Новых ярких звезд нет ни среди лауреатов, ни среди «обиженных» (критик Игорь Виноградов в нарушение регламента назвал реальный список, из которого авторитетное жюри выбирало тройку призеров). И в то же время среди соискателей всех без исключения крупных литературных премий крутится одна и та же обойма писателей, сформированная пристрастиями двух-трех толстых московских журналов (в этом году Дмитриев и Зорин «представляют» «Знамя», Славникова — «Октябрь»).
       Создается ощущение, что журналы работают на премии, а премии — на журналы. Замкнутый производственный цикл? Или порочный круг?
       А где же другие, не ангажированные этими журналами авторы, пишущие и выпускающие книги — кстати, не только в Москве, но и в Сибири, например?
       Конечно, критикам их труднее «заметить» в провинциальных альманахах или даже на московских книжных развалах среди откровенного ширпотреба, нежели в «толстяках», прочитываемых в последние годы не из живого интереса, а по профессиональной привычке.
       Журналы-то наши, к сожалению, уже лет десять как не блещут. Хотя в фуршетном сиянии многочисленных премий сами этого, скорее всего, не замечают.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera