Сюжеты

«КОЗЕЛ» БЫЛ ПЕРВЫМ РУССКИМ ДЖИПОМ

Этот материал вышел в № 06 от 28 Января 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Осмысливайте пиар художественно К 70-летию индустриального гиганта ГАЗа необходимо было сделать что-то прославляющее «народный завод» — родитель «народного автомобиля», но по-особенному, по-душевному. И тогда в едином творческом порыве...


Осмысливайте пиар художественно
       

  
       К 70-летию индустриального гиганта ГАЗа необходимо было сделать что-то прославляющее «народный завод» — родитель «народного автомобиля», но по-особенному, по-душевному. И тогда в едином творческом порыве слились пиар-служба ГАЗа и славный режиссерский тандем Бахыт Килибаев (один из лидеров новой казахской волны) и Тимур Бекмамбетов (тот самый, который сочинил средствами ТВ отечественную историю во славу банка «Империал»). Творческий альянс решил снова рассказать историю народа – но через антологию культовых машин...
       
       Фильм «ГАЗ. Русские машины. Дорога длиною в 70 лет» повествует о том, как севшая в 30-е годы на «газик» отсталая страна так и проехала по бездорожью сквозь кризисы и взлеты, репрессии и войну, перестройку и доморощенный капитализм.
       Интонация доверительности возникла благодаря письмам. Авторы фильма объявили конкурс на историю «про машину, ставшую судьбой». И получили более 9000 откликов. В ленте – 12 сюжетов, история двенадцати машин, судеб, с ними связанных. Из наиболее ярких – судьба первого директора ГАЗа Сергея Дьяконова, того самого, который за 18 месяцев запустил конвейер машин в стране, не имевшей дорог.
       Он обогнал заводы Форда, прославил «эмку» – символ 30-х годов, легковушку, готовую и больных спасать, и воевать. И простых смертных возить, но только чтобы с хорошей характеристикой с работы. У Дьяконова была хорошая характеристика — арестовывать его приехали… на «эмке». А еще была история Нади. В ее разбитом грузовичке тряслись раненые и семилетний мальчишка. За грузовичком гнались на танке развеселые фашисты. Играли с развалюхой на колесах, как кошка с мышкой: то нагонят, то отстанут. Грузовичок заглохнет, а они пушку прямо в кузов воткнут — весело. Гонялись-гонялись, да на развороте у обрыва и не удержались. Так полуторка погубила «тигр».
       А в 43-м Сталин велел сконструировать что-то особенное. И к концу войны родилась новая легковушка. С особым понтонным устройством кузова (потом эту конструкцию американцы, англичане, чехи возьмут на вооружение). Вначале хотели назвать машину «Родина», да Сталин спросил невзначай: «А сколько «Родина» стоит?» Тут срочно название поменяли. Сколько стоит «Победа», Сталин знал.
       С «Победой» связана одна из лучших историй фильма. Про дядю Мусу. Он появился в казахских степях через год после смерти Сталина на «Победе» с зашторенными белыми занавесками. Посадил в машину несколько мужчин из своего ингушского рода и повез на родину окольными путями, избегая больших городов. Так и ездил до первого снега, пока весь род – 150 человек — не перевез. Потом умер. Сердце – не мотор, не выдержало.
       Следующим в «истории» был «ЗИМ», и на его капоте появился олень. Следом за ним на конвейер въехал самый массовый грузовик СССР — «ГАЗ-51». Все «народное хозяйство» перевозилось в его кузове. «Двадцать первая», «двадцать четвертая», «тридцать первая» «Волги» кружили по лабиринтам дорог и человеческих судеб. Принаряжались свадебными куклами и цветами, шашечками с зелеными огоньками.
       А еще машины — от ЗИМа до «Чайки» — любили сниматься в кино. И роли их в народных фильмах «Берегись автомобиля», «Три тополя на Плющихе», «Три плюс два», «Бриллиантовая рука» были отнюдь не второстепенными.
       ...Фильм получился неровным. Авторская интонация сбивается с доверительных нот рассказчиков на формализованный текст комментария. Огрехи связаны, скорее всего, с обязательностью прохождения всех «витков» антологии ГАЗа. Ведь в ситуации «заказа» концепция фильма складывается под диктовку заказчика. Однако мне симпатичнее откровенность такого художественно осмысленного пиара, нежели стеснительно прикрытый формой игрового кино менеджмент, как в фильме Никиты Михалкова «Автостоп», рекламирующем «Фиат».
       Впрочем, сегодня вновь в моду входят фильмы с машинами в главной роли. Говорят, Иван Дыховичный уже заканчивает свою «Копейку»...
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera