Сюжеты

МОЗГОДРЕЛЬ С ДИЗАЙНОМ

Этот материал вышел в № 08 от 04 Февраля 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Первый отечественный фильм, снятый в стиле киберпанк Жили-были Дулерайн и Корягин. Александр и Сергей. Технику изучали. А потом вдруг «вывалились» в параллельный мир, прошли все круги «зазеркалья» Мастерской индивидуальной режиссуры у...


Первый отечественный фильм, снятый в стиле киберпанк
       


       Жили-были Дулерайн и Корягин.
       Александр и Сергей. Технику изучали. А потом вдруг «вывалились» в параллельный мир, прошли все круги «зазеркалья» Мастерской индивидуальной режиссуры у Бориса Юхананова — гуру параллельного отечественного кино.
       А потом «электронщики» решили снять настоящее кино про тридевятое царство. Про знакомые параллельные края. Стали героя сочинять. А что ж его выдумывать? Лучше и современнее героя, чем Иван-дурак, для авангардной трэш-сказки не найти.
       Фильм «Иван-дурак» — игра в «Пойди не знаешь куда». Или провокация. Зритель старается представить себе, что несется в тартары компьютерного комикса. А иначе нарочитость поведения исполнителей, «кислотность» самой истории, преломленная через «цифру» реальность вынесут вас после первой же части из зрительного зала. Кажется, что героям для чистоты жанра комикса не хватает лишь облачка у рта с буковками реплик.
       Ехал Иван по дороге да наехал на беспамятную красавицу. Оказалось, что в городке ее провинциальном с ласковым названием Запредельный страшный злодей профессор Страус регулярно проделывает над ней злодейские опыты. Подключает к компьютеру, пьет ее любовь и отправляет в «никуда» — виртуальную «антиреальность». Спасти красавицу из трехмерных лап чудовища и решается Иван со своими «почти братьями» — друзьями Аркадием и Ильей.
       Фольклор перемешан с экшн, фэнтези — с мелодрамой, криминальный фильм — с комиксом, и цитаты из киноклассики («Рембо» и «Безумный Пьеро», Гайдай и Вертов, Роу и Годар) без всякого снобизма уживаются с отвязным прикидом параллельщиков.
       Но к параллельному кино фильм не отнесешь. История кропотливо прописана, тщательно отрепетирована, смонтирована. Блестяще озвучена. Музыкальный коктейль здесь тоже поистине огнедышащий. Серьезных меломанов ждет суровое испытание: Мусоргский, Бородин, Рахманинов, наверное, не пережили бы знакомства с «Мумий Троллем» и «АукцЫоном», а Штрауса и Легара музыка авангардного Отомо Йошихиде славно бы позабавила. Но главное, история ориентирована на зрителя. Правда, зритель ожидается не всякий, а продвинутый, молодой и веселый, «говорящий» с фильмом на одном языке.
       В фильме даже дан рецепт «полного взаимопонимания»: берете мозгодрель с веселеньким черно-желтым дизайном пчелки и врубаете собственный мозг на все 360 ватт в инореальность.
       ...Сама третья реальность — какая-то неправильная. Как дремучий лес в страшной сказке. Сеть — ведь она все время расширяется. Где-то там, в виртуальных безднах, сидит громадный паук. «Сеть» плетет и затягивает в нее души невинные хакерские. Сам доктор Страус на этого паука смахивает (зловещее, исполненное значительной тайны лицо самого Бориса Юхананова тут как нельзя более кстати).
       Грань между нормой и безумием в таком «кино» не тонкая, как случается порой. Здесь ее просто нет. Это эстетически сформулированный клинический способ отношений с действительностью — как говорят продвинутые пользователи, «абсолютное нерукотворие».
       Рядом с актерами мастерской Юхананова в фильме снимались и известные исполнители, такие, как Нина Русланова и Сергей Чонишвили. Профи, не стесняясь, отыгрывают явные бенефисы (Нина Русланова — Мать, отправляющая сына в «прекрасное далеко» и открывающая ему тайну про отца — зеленого инопланетянина. Сергей Чонишвили — мент-недотепа, блистательный монолог которого про «разборки» в подземелье профессора Страуса вызывает аплодисменты). Ученики Юхананова существуют в кадре по-другому. Они играют в то, что будто бы играют свои роли. Словно между ними и микрофоном существует огромный зазор, и до этого микрофона надо докричаться, достучаться. К зрителю пробиться… Через Третью реальность. Потому они и стараются говорить с нами, зрителями, как с иностранцами. Они боятся, что мы их не поймем.
       В общем, все это весело и «нарядно». Но почему-то из щелей виртуалки лезет конструкция. Жесткий каркас. И как следствие «жесткости» — отсутствие эмоций. Впрочем, возможно, это и не входило в задачу авторов первого фильма в стиле киберпанк. Первой ласточки, оторвавшейся от концепта параллельного кино, смело завязавшей роман с трэшевой культурой. Получился фильм нового поколения. Отточенной скроенностью напоминающий последний «Пентиум». «Пользователь» будет доволен.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera