Сюжеты

СЕРЕБРЯНОЕ ЗЕРКАЛО СТАРОЙ ПЛЕНКИ

Этот материал вышел в № 09 от 01 Июля 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Завершился Седьмой фестиваль архивного кино «Белые столбы»-2002». На кинофорум «без звезд и смокингов» в Белые Столбы охотно стекаются профессионалы: критики, историки и теоретики кино, практики в лице режиссеров и продюсеров. «Старое»...


       
       Завершился Седьмой фестиваль архивного кино «Белые столбы»-2002». На кинофорум «без звезд и смокингов» в Белые Столбы охотно стекаются профессионалы: критики, историки и теоретики кино, практики в лице режиссеров и продюсеров. «Старое» кино подчас революционнее и авангарднее нового. А тщательно продуманные программы фестиваля таят открытия для синефилов.
       
       Из грандиозного госфильмофондовского собрания устроители достают неожиданные подарки. На этот раз среди архивных находок отыскался итальянский «Выстрел». Натурально, по мотивам Пушкина. Весьма отдаленным. Не без влияния «Дубровского» и «Евгения Онегина». Но, несмотря на наивность, снятый в 1942 году в неприятельской Италии с большой любовью и старательностью фильм пережил новую премьеру спустя 60 лет.
       В программе картин африканского континента порадовала «домашняя» библейская история — «Зеленые пастбища». «Там чудеса»: там бродит темнокожий бородатый господин, в смысле Бог, среди свингующих ангелов. Однажды он замечает, что в его любимом гоголе-моголе недостает «небесной глазури». Вот, собственно, с этого «дефицита» и начинается история создания Земли и грешных людей, ее населяющих.
       Программа «В поисках сексуальной толерантности» продемонстрировала динамику давления «извне» на кинематограф «нетрадиционной ориентации».
       Особенно любопытно наблюдать тенденцию к раскрепощению на опыте одного режиссера. Замечательный мастер Уильям Уайлер в 1936 году снимает целомудренную картину «Эти трое» по роману Лилиан Хелман, в котором двух милых подруг-учительниц подозревают в связи с одним мужчиной. Через двадцать шесть лет он делает римейк фильма «Детский час», в котором акценты в треугольнике смещены. Общественность подозревает уже самих учительниц (в новой версии: Одри Хепберн и Ширли Макклейн) в противоестественной связи.
       Связь кинематографа и реальности в пространстве истории имела и имеет почти мистический характер. Пропагандистские фильмы Лени Рифеншталь, прошлогодняя программа о порочной романтизации терроризма в кино (получившая трагическое подтверждение 11 сентября) — тому свидетельство. В этом году в центре внимания архивистов — «царство вечности» на афганской земле в фильме «Афганистан — страна гор и пустынь» и большая программа о Китае времен Мао.
       Фильмы о Китае подобраны методом зеркального отражения. Деликатная польская лента «Два дня в Пекине» о любви молодых китайцев к трудам Мао транспортируется в пропагандистскую прямолинейность в фильме «Антикитайские преступления новых царей» о пограничном советско-китайском конфликте. Знаменитый идеологический фильм-балет «Красный женский батальон» «отражается» во французском кинофарсе «Китайцы в Париже». В нем на сцене Гранд-опера в оккупированной китайцами французской столице исполняется революционный балет «Кармен» — остроумная пародия на тот самый «…Батальон»
       Несмотря на катаклизмы, пережитые страной в ХХ веке, Госфильмофонд сумел почти невозможное — отстоять коллекцию. А желающих разрушить собрание, раздарить раритеты было ох как немало. Но так необходимы сегодня те, кто в эпоху разорванных по живому связей эти связи вывязывает, прокладывает «дорожки»: «звуковые» и «изобразительные», от истертого на пленке прошлого – через настоящее – к будущему.
       
       P.S. На фестивале в Белых Столбах была объявлена мировая премьера фильма «Река», который никогда не будет завершен. Во время съемок погибла исполнительница главной роли Туйара Свинобоева. Материал о ней читайте в нашей газете.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera