Сюжеты

СМЫЧКА ГОРОДА С ГЕРОЕМ

Этот материал вышел в № 10 от 11 Февраля 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Молодая режиссура: премьеры января Кажется, со времен театральных Мастерских при СТД, тихо умерших в начале девяностых, не было в Москве такого подъема молодой режиссуры. Теперь роль этих «экспериментальных студий» берет на себя каждый...


Молодая режиссура: премьеры января
       

  
       Кажется, со времен театральных Мастерских при СТД, тихо умерших в начале девяностых, не было в Москве такого подъема молодой режиссуры. Теперь роль этих «экспериментальных студий» берет на себя каждый театр в отдельности, доверяя вчерашним выпускникам ГИТИСа свои подмостки.
       
       «Табакерка» отдала дань моде на кризис среднего возраста, показав «Город» по пьесе Гришковца в постановке Александра Назарова. В Молодежном театре Нина Чусова продолжает осваивать пространство Малой сцены — ученица Алексея Бородина поставила пьесу Джона Синга «Герой», более известную как «Удалой молодец — гордость Запада».
       Назаров очень аккуратно и старательно перенес на игрушечную сцену «Табакерки» героев пьесы Гришковца «Город».
       Тридцатилетним мужу и жене (Александр Беляев и Евдокия Германова) кажется, что они живут вместе так давно, что мужу до смерти хочется уйти с работы, уехать из города, переодеть жизнь. Александр Беляев, играющий тридцатилетнего героя, взвалил на себя бремя отделения физического Гришковца от его литературного героя, и ему несладко. Из-за того что в самой пьесе «Город» мало фирменных концентрированных образов, за которые традиционно цепляется герой Гришковца, путешествуя по реке времени, Беляеву приходится вязко разглагольствовать о кризисе среднего возраста. Блестящей гротесковой актрисе Евдокии Германовой, обитающей рядом с этим ноющим мыслителем, играть совсем нечего: роль тихо бунтующей женщины при скучающем муже занимает крохотную часть ее актерских возможностей.
       «Удалой молодец», он же «Герой» — умная и страшная корневая пьеса Джона Синга про ирландскую деревню с ее невежеством и жестокостью.
       Режиссер Нина Чусова сделала из нее бодрый трагифарс. В дом своенравной и острой на язык невесты на выданье (Татьяна Матюхова), за которой ухаживает благообразный трусоватый сосед (Александр Гришаев), вламывается бродяга, который оказывается отцеубийцей. Скучающая деревня начинает поклоняться ему как демиургу: заваливает едой, бабы выстраиваются в очередь, отец невесты плюет в лицо соседу, невеста распластывается в предбаннике.
       Убийца ничего не понимает, но счастлив без меры. Рассказывает всем снова и снова, как убил родителя на картофельном поле: «Просто рассек голову надвое лопатой». Радости слушателей нет предела (где-то там, далеко, проблемы с надоевшими родственниками решаются так просто), пока не приходит недобитый отец и герой не убивает его повторно. В одну секунду все отшатываются от него: одно дело — где-то там убил, может, и врал, да послушать интересно, совсем другое — у тебя на глазах. Непростые нравственные коллизии сопровождаются самыми ядреными композициями Tiger Lillies, отчего кровь вскипает сама по себе, и заводная игра актеров немного даже бледнеет, так очевидно режиссер отдает предпочтение в композиционном букете музыкальному сопровождению. Но все же актеры блестяще справились с задачей, и появилась надежда, что зритель запомнит фамилии и Синга, и Чусовой.
       Спектакли Назарова и Чусовой лишены пафоса нравоучительной проповеди, часто свойственного «зрелым» режиссерам. Они просто ставят спектакли, которые интересно смотреть. Потому что язык, которым они разговаривают со зрителем, еще неустоявшийся, а оттого живой.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera