Сюжеты

В КАЖДОИ СТРОЧКЕ ТОЛЬКО ТОЧКИ...

Этот материал вышел в № 11 от 14 Февраля 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

«Ленинград» — группа, одинаково популярная в кругах продвинутой богемы и уличной шпаны Давно известно, что ездить в троллейбусах вредно для здоровья, но иногда приходится. Недавно стал свидетелем очередной неприятной сцены, которая и...


«Ленинград» — группа, одинаково популярная в кругах продвинутой богемы и уличной шпаны
       


       Давно известно, что ездить в троллейбусах вредно для здоровья, но иногда приходится. Недавно стал свидетелем очередной неприятной сцены, которая и побудила написать нижеследующий текст. На одной из остановок ввалилась большая компания нетрезвых старшеклассников и тут же начала восторженно сквернословить. Из разговоров следовало, что они возвращаются с концерта популярной группы «Ленинград». Кроме знакомых мне с детства междометий и оборотов, в речи перепивших сопляков раз за разом фигурировали цитаты из песен лидера этой группы Сергея Шнурова.
       Когда я прикрикнул на эту милую компанию, курить ублюдки перестали, но тон почти не сбавили и лексику не изменили. Будь они на пару лет постарше, косыми взглядами я бы, наверное, не отделался. Да и сам поостерегся связываться: один в поле не воин, а подонков — человек семь.
       Но семь их было только в том троллейбусе, а на концерте, с которого они ехали, — в десятки и сотни раз больше. Впервые посетивший Москву лишь пару лет назад, «Ленинград» на редкость быстро акклиматизировался в столице и на сегодняшний день является одним из самых дорогих российских коллективов: «Олимпийский», может, и не соберет, а вот «Горбушку» — запросто.
       
       Шнуров и возглавляемый им «спившийся диксиленд» дарят своим слушателям чистую и незамутненную радость причастия к первобытным животным инстинктам. Как в популярном анекдоте, «концепция изменилась»: новые времена требовали новых песен, поскольку лозунг «что естественно, то и морально» окончательно утвердился среди главных несущих конструкций повседневности. Значит, стесняться больше нечего, и можно позволить себе самые что ни на есть откровенные высказывания — ведь надо же, в конце концов, хоть кому-то называть вещи своими именами. А если добавить капельку иронии в подтекст — народ и вовсе затанцует на ушах, найдутся охотники обозвать это модным словом «постмодернизм», показывать по телевизору и крутить по радио со всеми вытекающими следствиями материального характера. Думаю, что так или примерно так рассуждал питерский «пиарщик» Сергей Шнуров — он не мог всего этого не понимать. Пролетарская кличка Питера стала названием нового музыкального проекта.
       
       И понеслось — песня за песней, потрясающих лишь одним: нагромождением мата. Стеб на уровне команды КВН третьеразрядного провинциального вуза, где смысл небрежно срифмованных строчек теряется за нагромождением физиологизмов, а на первый план выходит подчеркнуто агрессивная манера исполнения. Но уже на подхвате «Наше радио» & MTV, ухитрившиеся найти пару песен, где забыли вставить мат, ну а где не забыли – интригующее «пи-пи»: догадайся, что за слово там стояло.
       
       Если бы песни «Ленинграда» были предметом вожделения слаборазвитых малолеток, а сам он — явлением из разряда очередных «Тату» или «Руки вверх», то не стоило и огород городить, — проявления окружающего мира и без того слишком часто располагают к мизантропии. Но питерские властители юных умов пользуются искренней любовью претендующей на богемность московской «золотой» молодежи, давно уже вышедшей из школьного возраста. Ее эстетические претензии характеризуются внимательным чтением журнала «Афиша» и других модных изданий, прослушиванием «мейнстримовых» радиостанций и регулярным посещением музыкальных клубов, в первую очередь «Проекта О.Г.И.» и «Китайского летчика Джао Да», администрации которых спровоцировали и всячески поддерживали нашествие «Ленинграда» на Москву. Во многом благодаря их своевременной грамотной поддержке малопрофессиональный поначалу проект на удивление быстро прошел уровень «клубной» команды и устремился покорять все более масштабные концертные площадки.
       Описанный феномен сродни тому, что существовал в советское время: судя по многочисленным рассказам шестидесятников, наша доблестная квазиинтеллигенция заодно с Высоцким и Галичем частенько пела по кухням доморощенный блатняк — лагерные и дворовые песни. Подозреваю, что реальных уголовников большинство свободолюбивых кухонных певцов боялось до дрожи в коленках и зубах, но песенную культуру отбросов воспринимали как некий глоток духовной свободы: запретность казалась стоящим выше морали надмирным знаком качества.
       Превращение «Ленинграда» в культовую группу московской «богемы» подтверждает, что инфантильный цинизм — следствие тщательно спрятанного в глубине души страха своей непохожести на толпу — болезнь, проявляющая себя в любом поколении. Очень точно высказался по этому поводу Илья Кормильцев: «Наша квазиинтеллигенция – это квазиурла не столько по происхождению, сколько по своим вкусам. Пока пьется первая рюмка водки — в голове Павич, а на пятой – уже «Ленинград». Вся внешняя интеллигентность таких людей — наносная, это хрупкая пластиковая структура, вознесенная над сидящим внутри ПТУ.
       Когда пластиковая структура размывается этиловым спиртом, то ПТУ выскакивает наружу».
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera