Сюжеты

ПЛАТОН СПУСКАЕТСЯ С НЕБЕС

Этот материал вышел в № 11 от 14 Февраля 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Судьба «космического» образования в России Любопытный факт из книги П. Таранова «120 философов. Жизнь. Судьба. Учение»: «…через 2326 лет после смерти Платона вся пресса Греции сообщила об автомобильной катастрофе, единственно о которой...


Судьба «космического» образования в России
       
       Любопытный факт из книги П. Таранова «120 философов. Жизнь. Судьба. Учение»: «…через 2326 лет после смерти Платона вся пресса Греции сообщила об автомобильной катастрофе, единственно о которой можно сказать, что она была «философской»: вследствие наезда было повреждено дерево, под которым философ обучал юных сынов Эллады». Но не было ли это одновременно и неким символом грядущей педагогической катастрофы, когда детище современной цивилизации (а это может быть что угодно — от иномарки до интернета) с налету соударяется со свидетелем самой древней образовательной системы?
       Мы живем во времена смены мировой педагогической парадигмы. Сейчас, вслед за дистанционным управлением, модным становится и дистанционное (в т.ч. виртуальное) обучение. На него возлагаются большие надежды. Но вполне уместна и большая тревога: не обессмысливают ли современные информационные технологии все то, на чем веками строилась передача знаний от поколения к поколению, да и личность самого учителя, передающего эти знания, по-платоновски глядя глаза в глаза ученику? Вот с этой тревогой я и пришел к проректору самого известного у нас центра дистанционного обучения, крупнейшего вуза на территории бывшего СССР — Современного гуманитарного университета (СГУ).
       Мой собеседник — Валерий ПОМОГАЙБИН.
       
       — Валерий Николаевич! Не разрушают ли новейшие дистанционные образовательные технологии живую связь: учитель — ученик?
       — Человеческое звено «учитель — ученик» по-прежнему ключевое, и мы стремимся сконцентрировать вокруг нашего университета лучшие педагогические силы страны и мира, много времени уделяем изучению человеческого фактора в образовании, психологии восприятия знаний. Неслучайно среди восьми научно-исследовательских институтов, входящих в состав СГУ, есть и НИИ психологии обучения и социологии образования, а также НИИ оздоровления учащихся. Ученые этих институтов научились определять пороги, пределы восприятия знаний человеческим мозгом, за которыми начинается не просто область бесполезных информационных шумов, но часто и вредных перегрузочных воздействий на психику. И тут врачующую роль может сыграть именно личность мудрого учителя.
       Словом, сама суть нашей системы не отменяет человеческую связь между учеником и учителем, а обогащает, углубляет ее.
       — В чем в таком случае эта суть?
       — В том, что новые информационные технологии позволяют примирить и объединить два главных начала в педагогике — индивидуальное обучение и демократизм. Демократизм, свобода, автономия образовательной системы есть условие прогресса любой страны. Кстати, проблему становления новой педагогической парадигмы и ее технологического обеспечения специально разрабатывает и реализует ректор СГУ
       М. П. Карпенко — лауреат премии правительства РФ за достижения в области развития дистанционных образов.
       Очистив от идеологической тоталитарной скорлупы свою во многом первоклассную систему образования, какой она сложилась в XX веке, Россия получила уникальный шанс совершить прорыв в этой области и первой выйти в мировые лидеры, экспортируя не только своих ученых, но и свои новые образовательные технологии.
       Упустим этот шанс — что ж, получим их потом с Запада и Востока, как сейчас получаем американские, японские, корейские утюги и магнитофоны.
       — Каковы координаты СГУ в этом хитросплетении мировых и национальных образовательных проблем?
       — Уникальность опыта нашего университета заключается в том, что мы создали информационную спутниково-образовательную технологию, по которой сейчас более чем в 320 наших филиалах и представительствах на территории России и стран СНГ обучаются 138 тысяч студентов. Два учебных центра действуют в Израиле. Готовимся открыть такой центр в Перу. Мы являемся единственным в России вузом, имеющим телепорт, собственный базовый центр, который позволяет транслировать на спутник свой сигнал и распространять его на зону от Японии до Великобритании.
       У этой технологии три колоссальных преимущества. Возможность добраться с первоклассными современными знаниями до самых медвежьих углов России. Доносить новейшую информацию до потребителя буквально молниеносно, с космической скоростью. И, наконец, получить неведомую раньше, в книжно-урочно-лекционных алгоритмах обучения, раскрепощенность и студента, и преподавателя.
       Имея в своем распоряжении «тарелки» приемного терминала, компьютеры, другие технические средства, мы можем оперативно развернуть обучение в любом отдаленном регионе, в том числе в горячих точках, в местах стихийных бедствий, в труднодоступных географических точках. Можем работать даже там, где нет электричества, используя обычный армейский генератор.
       В течение двух чеченских войн, даже во время боев, там не прекращалась работа наших образовательных центров. В Чечне осуществляем специальную программу. Действуют образовательные центры в Грозном, Надтеречном, организуется в Шали.
       Сейчас мы создаем крупнейшую в России библиотеку. Центральный базовый сервер на 200 гигабайт, куда будет «закачано» все содержание библиотеки, поднимем на спутник в цифровом формате и огромную информацию будем транслировать на филиалы.
       Для этого у нас есть свои телестудии, которые транслируют учебные передачи и даже защиту дипломных работ в режиме реального времени.
       Наши достижения внесены в Книгу рекордов Гиннесса: СГУ — единственный университет, имеющий свою телекомпанию. «Висим» на одном с ТВ-6 стационарном спутнике.
       Конечно, защита дипломов возможна только там, где есть наши преподавательские центры. А они есть даже в Кембридже. Его профессора читают лекции нашей многотысячной аудитории.
       Наш диплом государственного образца востребован повсеместно. К тому же диплом бакалавра СГУ подкреплен специальным сертификатом, на основании которого он признается действительным на всей территории Европейского сообщества.
       — Есть в мире что-либо подобное СГУ и его образовательным технологиям?
       — Нет. Это ноу-хау России. Хотя подобная технология есть и в США, но она нацелена на индивидуального потребителя. А мы пошли на создание широкой сети общедоступных образовательных центров. Аналогов им нет нигде в мире.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera