Сюжеты

ОХОТА НА «МЕДВЕДЕЙ»

Этот материал вышел в № 12 от 18 Февраля 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

С 6 по 17 февраля в Берлине прошел 52-й Международный кинофестиваль В Берлине было показано более восьмисот лент, в кинозалах побывали около 100 тысяч зрителей... Во многом образ «Берлинале» был сформирован историей....


С 6 по 17 февраля в Берлине прошел 52-й Международный кинофестиваль
       
       В Берлине было показано более восьмисот лент, в кинозалах побывали около 100 тысяч зрителей...
       Во многом образ «Берлинале» был сформирован историей. Англо-франко-американская администрация Западного Берлина учредила «Берлинале» в 1951 году. Ужасы минувшей войны еще не успели отойти в прошлое, а разделенный Берлин уже оказался на острие нового противостояния. И новый кинофестиваль должен был стать своеобразной крепостью западной культуры, стоящей посреди неприятельской территории.
       Но прошли годы, и «Берлинале» стал мостом, соединившим киноискусство Востока и Запада.
       Путь к этому не был легок. В шестидесятые годы Берлинский кинофорум пережил период упадка, закончившегося в 1970 году настоящим кризисом: жюри подало в отставку, а главные призы фестиваля вообще не были вручены. После этого памятного события организаторы несколько изменили систему проведения «Берлинале», и в его программе появился «Форум нового кино», который сыграл огромную роль в эволюции фестиваля.
       Молодые режиссеры принесли с собой новую кровь, которая всколыхнула «Берлинале» и вновь сделала его по-настоящему значительным событием.
       52-й «Берлинале» открылся показом новой картины Тома Тыквера. Он представил фильм «Рай» с австралийской звездой Кейт Бланшетт.
       На мой взгляд, центральным событием фестиваля стала картина Франсуа Озона «Восемь женщин». Фильм рассказывает о том, как в поместье, отрезанном снегопадом от мира, восемь женщин пытаются разгадать загадку странного убийства. Драматическая история собрала самых ярких звезд современного французского кино: Катрин Денев, Изабель Юппер, Даниэль Дарье, Фанни Ардан и Эммануэль Беар.
       Почетные премии «Золотой медведь» за достижения всей жизни получили Роберт Олтмен и Клаудиа Кардинале.
       В нынешнем году Берлинский фестиваль мало чем может порадовать поклонников российского кинематографа. В «королевской битве» за «Золотого медведя» наши фильмы не участвовали. Но в состав высокого жюри вошла российская актриса Рената Литвинова. Председателем жюри в этом году была Мира Наир, автор «Монсунской свадьбы». Что касается «наших в Берлине», то в 2002 году это были Сергей Овчаров со «Сказом про Федота-стрельца», Константин Мурзенко с фильмом «Апрель» и Степан Бирюков с мультфильмом «Соседи».
       У «Берлинале» есть свои давние традиции, верность которым он хранит до сих пор. Немецкий журналист Харальд Мартенштайн проанализировал фестивальные законы и составил свод заповедей «Берлинале». При соблюдении этих заповедей из любого мероприятия можно сделать «берлинский фестиваль». Харальд оформил свой труд в манифест, подобный «Догме-95» Ларса фон Триера, и дал ему название «Догма-51».
       Например, если на «берлинском кинофестивале» присутствует больше шести американских фильмов, то пресса в обязательном порядке должна сокрушаться по поводу жесткой голливудской экспансии. Если же присутствует менее шести американских фильмов, то непременно должны слышаться жалобы о провинциальности фестиваля. Хорошим тоном считается удивиться: почему в конкурсе опять нет ни одного итальянского фильма? А если итальянские есть, почему тогда нет ни одного болгарского?
       Организаторы «берлинского фестиваля» должны находиться в состоянии постоянного разлада. Устроители одного конкурсного раздела должны хоть раз в году затеять интригу против устроителей другого.
       Как минимум один раз за фестиваль должно вноситься предложение о переносе «Берлинале» на другое время года. Причем в прессе в обязательном порядке поднимается вопрос: «А не считаете ли вы, что Каннский и Венецианский фестивали на самом деле гораздо интереснее?»
       Лично мне особенно понравилась заповедь, которая характерна не только для Берлинского фестиваля, но и для всего современного кинематографа в целом: «На всяком «берлинском фестивале» должен быть показан как минимум один скандинавский фильм, который никто не понимает, но от которого все в восторге».
       Но, несмотря на зубоскальство кинокритиков, Берлинский фестиваль продолжает свою главную традицию — открывает миру новые имена, помогает авторскому кино выстоять перед напором коммерческого кинематографа.
       
       P.S. Подробный обзор фильмов «Берлинале» читайте в следующем номере «Новой газеты».
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera